Рязанов критиковал советскую систему, но после ее краха не снимал шедевров

К советским фильмам Эльдара Рязанова можно относиться по-разному, однако, все они были сняты талантливо, с идеей, с иронией.

«Карнавальная ночь», «Зигзаг удачи», «Служебный роман», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Гараж», «Вокзал для двоих», «Забытая мелодия для флейты». Здесь показана жизнь обычных людей, с самых разных сторон, в разных ситуациях. И тут, талантливо подмечались недостатки общественного строя, но в меру, и с юмором.

В 90-е годы ситуация изменилась. Рязанов, как режиссер стал другим – и его фильмы стали совсем другими. Он часто критиковал советский строй, который дал ему возможность снять свои лучшие фильмы. Да, время 90-х — непростой период: с одной стороны свобода, снимай, что хочешь, с другой – почему-то не получалось снимать такие же талантливые фильмы, как в годы СССР.

«Предсказание», «Привет, дуралеи!», «Старые клячи», «Тихие омуты» — местами интересное кино, но определенно не уровень того, прежнего Рязанова.

Конечно, критиковать советскую власть было тогда можно и модно – этим грешили многие представители культурной среды, включая Смоктуновского, Окуджаву и многих других. Но были и те, кто воздержался от критики времени, которое воспитало их, как мастеров кино. Была цензура в те годы, но ведь эта самая цензура и позволяла создавать шедевры. Сейчас цензуры нет, только деньги. Много шедевров уровня Леонида Гайдая, Евгения Матвеева, Сергея Бондарчука, Леонида Быкова?

Недаром сейчас в праздники мы смотрим то самое советское кино, которое и сегодня вызывает и улыбку, и слезу. А нынешнее кино часто напоминает жвачку – ярко, вкусно, но на выходе – ноль.

Ничего не сказал Владимир Наумов, Михаил Швейцер, Владимир Меньшов, Карен Шахназаров и десятки других режиссеров. Советская система их сформировала. Да, она была неидеальна, но идеальны ли были 90-е годы? Нет. Любое время – это набор совершенно разных явлений, крыть все черной краской – позиция неоднозначная.

Поэтому, спасибо Рязанову за советские шедевры, и жаль, что режиссеру не удалось снять хорошее кино после того, как не стало Советского Союза.

Оцените статью
Рязанов критиковал советскую систему, но после ее краха не снимал шедевров
Телефон меняет цвет, а вместо снега – бумага: что вы могли пропустить в «Иронии судьбы, или С легким паром!»