«Мы нижеподписавшиеся» и унизительная сцена

Вчера мы начали разговор о производственном …триллере Татьяны Лиозновой «Мы нижеподписавшиеся» (1980), а поскольку фильм – сложный во всех отношениях, то сегодня поговорим о персонажах.

Точнее – о центральной паре, о москвичах Лёне и Алле Шиндиных, которые живут в в городке Куманёво, ибо в своё время Лёнечка рванул в провинцию за своим «сеньором» Егоровым.

Меня и в детстве, когда фильм вышел, это напрягало – нет, не смена Москвы на периферию, тут, как раз, всё нормально. Люди едут «за большим делом», а ещё (будем честны) за хорошими деньгами в любые точки Вселенной.

Меня напрягала собачья, …нет, пусть будет изящно — вассальная преданность Шиндина – Егорову. Да. Гениальный строитель, фанат своей профессии, Егоров буквально горит на работе.

Я это понимаю – моя мама по образованию инженер-строитель, и я в курсе, что сопротивление материалов и прочая механика грунтов может увлечь гораздо сильнее, чем филология (например) и по ощущениям намного романтичнее любой гуманитарной дисциплины.

Но для Шиндина важен не сам процесс, а тот самый великий Егоров. (В одном разборе я даже слегка поругалась с автором, который заподозрил «нехорошее» в возвышенном отношении Лёни – к Егорову. То «нехорошее» даже в голову бы не пришло советскому мужику, но да ладно).

Я вижу классическое, прямо-таки литературно-художественное поклонение рядового, обычного рыцаря – своему герцогу. А ещё, когда я читала уже в юности «Гордость и предубеждение» — там, где мистер Коллинз бесконечно говорит с придыханием о леди Катрин де Бэр, я вспомнила… именно Шиндина, хотя, стилистика восторгов была разной.

Теперь представьте ощущения Аллы, которая год за годом слушает о Егорове и только о нём. Давно. Конечно, могла бы развестись, схватить ребёнка и вернуться в Москву, но …она любит своего мужа. Мы это видим не только в финале, где супруги радостно смеются, как подростки.

Все истерики Аллы в поезде – это попытка докричаться до мужа. А он творит совсем уж безобразное. Напомню, что он заставляет жену сыграть роль своей сослуживицы, у которой сегодня день рождения.

Под это дело заманить в купе членов комиссии, напоить слегка и – попросить между делом подписать акт приёмки здания. Всё – ради Егорова, конечно же. Подвыпивший Семёнов (Олег Янковский) начинает обнимать красотку Аллу, тогда как её законный супруг лишь подкашливает.

И всё. Алла на это подписывалась? Страдать за Егорова, объекты, идеалы. Целоваться с пьяным, посторонним кавалером, пусть и красавчиком. Видеть, как муж думает совсем не о том, что его Алле противно.

Нормальный мужик наплевал бы на свои задумки и чисто автоматически дал бы в мoрду Семёнову. Но не вассал, ибо на кону стоит честь сюзерена, а потому, терпи, милая.

Больше того, Егоров никак не помогает своим людям – они, как жили в однушке, так и живут. А зачем? И Шиндин считает, что помощь неприемлема, так как «все подумают», что Егоров двигает «своих».

Короче, Лёня себе устроил отношения сюзеренитета-вассалитета на общественных началах, ничего с этого даже не имея. А Егорову на своего рыцаря просто наплевать. Нет, Егоров просто не замечает, что ему служат, и принимает сие, как должное.

Оцените статью
«Мы нижеподписавшиеся» и унизительная сцена
Драма, в которой главный герой всё время молчал, пока за него боролись две женщины