«Молодые» — красивый Евгений Киндинов в неудачной экранизации

Вообще, это не лучшая идея – экранизировать в начале 1970-х те книги, что написаны в эру Оттепели. Точнее – экранизировать, как современные, а не в качестве «ретро». Это две разных эпохи и два разных общества.

Психология в XX веке менялась так стремительно, что младшие братья не понимали старших, при том, что разрыв мог быть минимальным. Итак, мелодрама под названием «Молодые» (1971), снятая по роману Александра Андреева «Рассудите нас, люди» (1962).

В этом фильме всё прекрасно. По отдельности. Особенно музыка Марка Фрадкина. Да, в главной роли – красавец и супермен Евгений Киндинов, воплощавший эталон мужчины рубежа 1960-х – 1970-х. Тонкий, но сильный. Брутальный самую малость.

Кроме него в кадре заняты Алла Ларионова, Татьяна Пельтцер, Михаил Кокшенов, Армен Джигарханян, Нонна Мордюкова, Нелли Пшённая, Вячеслав Невинный и даже в эпизоде – Леонид Куравлёв, играющий тут безымянного «будущего жильца» нового дома.

Состав – звёздный, а фабула кажется надуманной, реплики – неестественными, типажи – странноватыми. Для начала 1970-х тут всё – анахронизм. Итак, девушка Женя (Любовь Нефёдова, которую озвучила Галина Польских) знакомится с потрясающим парнем Лёшей Николаевым (Евгений Киндинов).

Она – единственная дочка военного в чинах, живёт в роскошной высотке на Котельнической набережной, вертится в кругах «золотой» молодёжи и вяло принимает ухаживания такого же, как она, мажорчика Вадима.

И тут – «простой» бригадир строителей, студент вечернего факультета. В эру Оттепели то была перспективная линия – МИСИ, градостроение, возведение новых кварталов. Напомню, что МИСИ — колыбель КВН-а. К излёту 1960-х строительный бум вошёл в обыденную колею.

Да, те мажоры, хоть и одеты по моде 1970 года, когда снимался фильм, изъясняются в стиле барчуков 1950-х из детектива «Дело пёстрых» (1958) – даже не самого фильма, а повести Аркадия Адамова. Все эти разговорчики о сильной личности, праве «хищника», презрении к «травоядным», свободе любви и так далее.

Всё в духе каких-нибудь стиляг. В устах элитных отпрысков начала 1970-х оно звучит нелепо. Столь же смешны фразы ребят-строителей, точно копирующих лесорубов из «Девчат» (1961).

Если посмотреть фильмы о производстве, снятые по актуальным сценариям 1969-1971 годов, там совершенно другая лексика – не грубее, но проще. В эпоху ранней Оттепели книжно-киношный пролетарий говорил несколько выспренне.

Но вернёмся к сюжету. Разумеется, мать (Алла Ларионова) против этой любви; отец-военный (Алексей Глазырин) – вполне одобряет. Ещё в том доме проживает няня девушки – тётя Нюша (Татьяна Пельтцер), которая гутарит по-деревенски, по-народному, с прибаутками.

Типичная героиня 1950-х в богатых семьях – няня, домработница, приехавшая в 1930-х из села и устроившаяся в столичное семейство. К концу 1960-х подобные Арины Родионовны исчезли, как класс.

Да, капризная, с детства привыкшая к комфорту, Женя становится женой Лёши и перебирается к нему в общежитие, где им дают семейную комнату. Из высотки – в окраинную общагу, где под окнами – железная дорога.

Уставшая от бытового триллера, мажорка сбегает к маме с папой, но по-прежнему любит своего мужа. В финале молодые супруги мирятся и собираются в Тюмень на длительный срок.

И это – расхожий сюжет 1950-х – начала 1960-х в стиле «Медового месяца» (1956), когда осваивались территории, это сопрягалось с романтикой и новизной. В 1970-х тоже ехали, но это обыгрывалось иначе.

В общем, фильм смотрится весьма странно и как бы распадается на смысловые конструкции, никак не связанные друг с другом. Посмотреть его можно только ради красивого Евгения Киндинова, а играют все… не очень.

Да, по той причине, что невозможно хорошо сыграть устаревший материал. Конечно, в комментариях на ЮТубе полно восторгов. Дескать, «глоток свежего воздуха» и «какую страну угробили!», но это уже не в адрес качества фильма, а ностальгия по дивным временам – и не так важно, каким – 1962 или 1971 год.

Оцените статью
«Молодые» — красивый Евгений Киндинов в неудачной экранизации
Борис Щербаков: «Советское кино было более искреннее и человечное»