Когда говоришь о моде такого-то десятилетия, всегда надо уточнять: начало, середина или конец. В кинокартине «Моя любовь» (1940) мы наблюдаем типичные формы 1937-1939 годов, о чём и пойдёт речь.
Хотя, некоторые детали характерны для десятилетия в целом. Например, белокурые волосы главной героини. Во всём мире популярны блондинки – в противовес «ревущим-двадцатым», когда миром правили брюнетки.
В советском кино всех (почти всех) положительных героев и героинь делали светловолосыми, а их антиподов – тёмными. В фильме «Цирк» (1936) Мэрион Диксон символически снимала чёрный парик, чтобы явить золотые волосы Любови Орловой, к слову, шатенки от природы.
Так вот, Шурочка из комедии «Моя любовь» (1940) – как и положено, светлоглазая блондинка, да и хороший, верный и добрый Лёша, на контрасте с плохим, точнее надменно-ревнивым Гришей-брюнетом, здесь также белокур.
Понятно, что моды шли из Голливуда, от платиновых блонд – Марлен Дитрих, Джин Харлоу, Кэрол Ломбард, но в советском культурном пространстве блондин (блондинка) оказались не просто «красивыми» на тот момент, но и частью концепции Светлого Будущего.
1930-е годы вообще перенасыщены знаками и маркерами. Но оставим это культурологам, а сами вернёмся к моде и стилям! Если уж начали, что называется, с головы, то нелишне вспомнить укладку тех лет, именовавшуюся «марсельская волна», при том, что к городу Марселю она не имела никакого отношения.
Её когда-то изобрёл куафёр Марсель Грато – укладку волнами. По-научному это именуется «ондуляция» от onde — волна. Помните, в «Двенадцати стульях» парикмахеры обещали «ондулясьон на дому»? Оно самое.
Причёска выполнялась на сухих волосах при помощи горячих щипцов определённой температуры, которые нельзя было недогреть или же перегреть. Да, к излёту 1930-х годов причёски сделались чуть длиннее – по сравнению с тем, что носили в начале десятилетия.
Далее! В кинокартине «Моя любовь» Шурочка Бондаренко демонстрирует весь гардероб – от повседневных вещей до вечернего платья, а в одной из сцен показывает ночную сорочку с прошивками. Если уж я коснулась социокультурных моментов, то нелишне вспомнить о спортивном стиле.
В 1920-1930-х годах многие детали спорт-формы стали носить, как обычную одежду. Обратите внимание – все ходят в футболках, со шнуровками и без. При том, что в этот момент никто из ребят и девчат не занят физкультурой.
Футболка Шурочки – точь-в-точь, как на картине Евгения Кацмана «Портрет Киры», где изображена спортсменка перед тренировкой, в трусах, с мячом, лежащим у её ног. Ещё раз подчеркну, что эти футболки, тенниски и т.д. носили, как девушки, так и юноши.
В кадре, где Шурочка беседует с Лёшей в парке, мы наблюдаем типичный пример унисекса. Где спорт, там и трикотаж, который в 1920-1930-х годах сделался одним из важнейших трендов. Считается, что моду на него ввела Коко Шанель.
Тему подхватили Жан Пату и Эльза Скиапарелли, после чего трикотаж перестал ассоциироваться только со спортом. Трикотажные ткани считались «молодёжным» вариантом, так как подчёркивали фигуру, выявляя все достоинства и недостатки.
Ещё у Шурочки имеется полосатая трикотажная блуза (вот это уже не футболка), один из хитов тогдашней моды, а ещё жилет в обтяжку, причём не самосвязанный, а выполненный из плотной трикотажной ткани.
…А в ближайшее мы продолжим и поговорим о том самом концертном платье из белого атласа с кружевной вставкой и о ночной сорочке. Так что продолжение — следует!
UPD В Советском Союзе не было никакого понятия рубашка-поло, потому что здесь не играли в поло, а потому этот термин возник в модном лексиконе намного позже. Да, в СССР зато было иного иных интересных игр, например, конный пушбол.