За кадром фильма «Начальник Чукотки»: льдины из пенопласта и крымские татары вместо чукчей

Многим известно, что летнюю Чукотку для этого фильма снимали в Крыму. Но лишь немногие знают, почему выбор пал именно на крымское побережье, где за несколько лет до этого снимали фильм «Человек-амфибия».

Оказывается, на выбор места повлияли достаточно корыстные интересы кинооператора. Вот что об этом через много лет в своих воспоминания написал режиссёр фильма Виталий Мельников:

«Чукотку снимали в Крыму из-за рыбалки. Дело в том, что оператор картины Эдуард Розовский незадолго до «Начальника Чукотки» снимал «Человека-амфибию» и очень хорошо знал крымское побережье. Кроме того, он — страстный рыбак. Мы с Эдиком много работали в научно-популярном кино, и он, как правило, выбирал объекты, где есть возможность порыбачить. По-моему, из этих низменных побуждений Розовский и начал агитировать меня снимать в Крыму.

Я подумал и согласился: крымское побережье поразительно похоже на чукотское. Но работать пришлось при 30-градусной жаре. Чтобы облегчить страдания актеров, крупные планы снимались так: актер одет в меховую малицу и шапку, а сам в плавках, на ногах тапочки».


На крымском берегу в бухте Капсель, что недалеко от Судака, было построено настоящее чукотское стойбище. На заднем плане мыс Меганом.


Для постройки чукотских яранг пригласили специалиста из Анадыря. Оттуда же привезли шкуры и другие детали. Члены съёмочной группы рассказывали, что от жары спасались в ярангах, где было на удивление прохладно.

Так как даже летом на Чукотке плавают льдины, а в горах лежит снег, то специально для съёмок на заводе в Мытищах, который один из первых в СССР начал выпускать пенопласт, заказали «льдины» из пенополистирола, а для покраски скал в зоне съёмок в автоцистерне привезли три тонны белой краски.

Виталий Мельников:

Действие фильма «Начальник Чукотки» продолжается весной и летом, следовательно, наше чукотское стойбище, до сей поры укрытое снегами, должно возникнуть перед зрителем уже в летнем обличье — на фоне сопок и скал на берегу моря.

Краска была водоэмульсионная, поэтому после завершения съёмок не стали дожидаться сезона дождей, а смыли её из пожарных брандспойтов, чтобы не портить окружающий пейзаж. Хотя туристов в том месте не было, так как рядом была секретная ракетная база.

Вопрос с необходимой массовкой решился удивительно просто. Понятно, что чукчей с другого конца страны завозить не стали, а по местному радио сделали объявление, что для съёмок художественного фильма требуются мужчины и женщины с азиатской внешностью. Сказали и про вознаграждение. И на следующее утро на указанном месте сбора толпилась почти сотня местных жителей из числа крымских татар.

Помощники режиссёра быстро всех осмотрели, выбрали три десятка наиболее колоритных с раскосыми глазами, а остальных поблагодарили и отправили домой. После небольшой работы гримёров, крымские татары превратились в настоящих чукчей. В тридцатиградусную жару их одели в меховые шубы, и они терпеливо выполняли все указания режиссёра, несмотря на то, что обливались потом.


С помощью грима, париков и т.д. гримеры из местных татар сделали вполне правдоподобных чукчей.

Но труднее всех было ездовым собакам, которых специально привезли для съёмок. Не привыкшие к жаре лайки и хаски сильно страдали и от безысходности выли по ночам, когда температура немного спадала.

Тем не менее, по воспоминаниям режиссёра, в кадре все работали хорошо. И люди, и собаки. Съёмки прошли по графику, и в сентябре вся съёмочная группа вернулась в Ленинград, где досняли павильонные эпизоды и начались работы по озвучке и монтажу, так как все зимние пейзажи Чукотки сняли ещё до Крыма, в конце зимы в Мурманской области, в окрестностях Апатит.

Фильм был завершён в конце ноября 1966 года, но премьера его состоялась лишь на следующий год в апреле. В 1967 году картина уверено вошла в число лидеров проката, и только за первые два месяца её посмотрели более 17 миллионов человек.

Сегодня фильм Виталия Мельникова «Начальник Чукотки» заслуженно входит в Золотой фонд отечественного кино.

Оцените статью
За кадром фильма «Начальник Чукотки»: льдины из пенопласта и крымские татары вместо чукчей
Почему Говорухин изменил концовку фильма «Место встречи изменить нельзя», и какой она должна была быть на самом деле