Леонид Быков и маршал Гречко: ключевой разговор на повышенных тонах

У советского актера и режиссера Леонида Быкова была непростая творческая судьба – ему приходилось отстаивать перед руководством Госкино и киностудий каждый свой фильм. Конечно, Леонида Федоровича хорошо знали на самом верху, он нередко приходил спорить в кабинеты, куда обычным гражданам доступа не было.

Один из самых непростых разговоров у Быкова состоялся в период съемок фильма «Аты-баты, шли солдаты…», когда режиссеру досталось от самого министра обороны Андрея Антоновича Гречко.

В режиссуру уже известный на тот момент актер Леонид Быков пришел в 1961 году, сняв короткометражную ленту «Как веревочка ни вьется…». Через три года он выпустил знаменитого «Зайчика», который посмотрели 25 миллионов зрителей. Однако критики и журналисты о фильме отозвались очень прохладно, что привело к первому инфаркту у Леонида Федоровича. После этого Быков на несколько лет ушел из режиссуры.

В 1971 году режиссер снял комедию «Где вы, рыцари?», который критики назвали стандартным набором эксцентрических зарисовок. Здесь не было ничего нового и ничего оригинального.

Признание, как режиссера, Быкову принесла кинолента «В бой идут одни «старики», вышедшая на экраны в 1973 году. Этот фильм не только определил самобытность Леонида Федоровича, как режиссера, но и стал по-настоящему народным.

Неудивительно, что через три года режиссер вновь обратился в военной тематике. Интересно, что в «Аты-баты, шли солдаты…» Леонид Быков не собирался сниматься сам, но не смог найти кандидатуру на роль ефрейтора Святкина, и коллеги убедили его самому взяться за роль.

Съемки киноленты начались с марш-броска роты Суслина, актеры играли в полную силу с первых дней съемок, помогали профессиональные военные. Работали на морозе, даже техника выходила из строя, а актеры играли, рядом был Быков, который и себе не делал скидок. За три недели отсняли полтора километра пленки, которую отправили на киностудию имени Довженко. Там оказалось, что специалисты киностудии, отправляясь на съемки, не заменили обычную пленку на широкоформатную, поэтому эпизоды нужно было переснять.

Из-за этого нужно было снова договариваться с войсками, у которых срок работы на съемочной площадке истек. И тогда Леонид Быков отправился к министру обороны – маршалу Андрею Гречко.

Министр во время встречи устроил разгром режиссеру – если вам доверили войска, сделайте так, чтобы был порядок! Звучало много нецензурной лексики. Быков молчал, понимал, что Гречко прав. И извинился после длинного монолога Андрея Антоновича.

После этого маршал заметно смягчился, и тон беседы сменился на дружеский. В итоге Леонид Федорович получил разрешение на дополнительные съемки с участием военных. На съемках у Быкова случился второй инфаркт. Кстати, «цыганочку с выходом» Леонид Быков исполнил, только что выписавшись из больницы.

Фильм все-таки вышел, и стал подлинной классикой отечественного кино. Когда говорят о Быкове, то вспоминают, прежде всего, его военные киноленты, от которых до сих пор слезы на глаза наворачиваются.

Оцените статью
Леонид Быков и маршал Гречко: ключевой разговор на повышенных тонах
Почему не все поверили в официальную версию смерти Василия Шукшина