Во второй серии фильма «Москва слезам не верит» Олег Табаков сыграл любовника Екатерины. Эта роль могла достаться Вячеславу Тихонову, но актер отказался и даже обиделся.
Дело было так: Тихонов надеялся заполучить роль Гоши, и в связи с этим пригласил режиссера к себе домой. Меньшов немного робел и позвонил Нонне Мордюковой, чтобы спросить совета. Актриса сказала, если зовет, значит ему что-нибудь надо.
Когда Владимир Валентинович предложил коллеге роль любовника Екатерины, актер сказал: «Мне зрители до сих пор простить не могут, что я бросаю Наташу Ростову, а вы предлагаете этого хлюста играть?
Это позже режиссер понял, что Тихонову нужна была роль Гоши, а тогда – столько ролей, столько актеров, кто-то соглашается, кто-то проходит мимо с гордо поднятой головой, легко запутаться. Поэтому хитрый план Тихонова не был доведен до конца, и в фильме он не появился.
Когда Меньшов читал сценарий будущего фильма в журнале «Искусство кино», то поначалу не вдохновился. Но понравилась одна деталь – главная героиня заводит будильник, засыпает, а просыпается через 20 лет.
После этого режиссер перечитал сценарий, внес 44 правки и отправился к автору рукописи Валентину Черныху. Тот сначала сопротивлялся, а потом разрешил Меньшову вносить любые правки, надо было только оставить главную сюжетную линию.
— Сильно переделывать сценарий я не стал, общежитие и девушки, которые стремятся выйти замуж за москвичей, — рассказывал позже Владимир Меньшов.
Сценарий сильно увеличился, вместе с ним вырос и бюджет. Первоначальный вариант – 1:40, итоговый вариант – 2:25. Итоговый бюджет составил 450 тысяч рублей вместо 350 тысяч рублей.
Никакого энтузиазма не вызвал сценарий и у супруги режиссера Веры Алентовой, которая сыграла главную роль Екатерины, после того, как ее отказались играть несколько известных актрис, включая Ирину Купченко и Ларису Удовиченко. А вот Ирина Муравьева сразу с радостью согласилась на роль подруги главной героини.
В сценарии не было эпизодической роли вахтерши общежития тети Паши, которую придумал Владимир Меньшов. Эту героиню сыграла Зоя Федорова. Фразу «Хэллоу, общежитие слушает», придумал перед съемками сам режиссер.
Снимать начали в конце августа 1978 года, поэтому актерам часто приходилось мерзнуть на съемках в Москве, и на дачах в районе Ногинска. Сначала сняли сцену строящегося дома, куда герои Бориса Сморчкова и Раисы Рязановой приехали знакомиться с родителями, а потом уже в готовый дом, который показан во второй серии.
— Нам надо было изображать летних отпускников, а у нас пар из ртов шел. Во время съемок у дома кто-то из съемочной группы поставил на стол настоящую бутылку водки. Но нас не предупредили. Мы выпили немного, но виду не показали. Так и отработали, постепенно согреваясь, — рассказывал позже актер Борис Сморчков.
Рабочие места главных героинь снимали без использования декораций. Катерина работала в одном из цехов АЗЛК, Люда – на хлебном заводе, Тоня – на стройке.
Квартиру Гоши тоже снимали в реальной квартире в доме, который из-за капитального ремонта временно расселили. В помещении было очень холодно, так как стояла осень, а отопление давно отключили.
Снимали фильм «Москва слезам не верит» четыре с половиной месяца. Потом собранный в черновую версию материал, составивший три часа, пришлось сокращать. Из второй серии Меньшову пришлось убрать целую сюжетную линию, в которой Катерина по линии Моссовета ходит наблюдать работу клуба «Кому за 30», где с ней пытаются познакомиться.