«Мастер и Маргарита» В. Бортко и Ю. Кары: увы, на мой взгляд, Понтий Пилат одинаково не удался в обеих экранизациях

Булгаковский Понтий Пилат, на мой взгляд, – один из самых интересных персонажей мировой литературы. Всегда с замиранием сердца перечитывала ершалаимские страницы «Мастера и Маргариты» и всегда удивлялась художественной силе этого образа. Как причудливо и достоверно переплетаются в нем высокомерие природного патриция и первые робкие всплески человека, приблизившегося к очищающей правде новой веры. Настолько трагично в нем показана жертва неправедного выбора, который обрекает на безмерное страдание и безвременную душевную муку…

Мы не знаем, какой именно был Понтий Пилат реальный. Скорее всего, не такой как у Булгакова: рефлексирующий и мятущийся. Источники свидетельствуют, что это был сын своего сурового времени, заложник своего сословия: безжалостный римский прокуратор в Иудее, грубый солдафон, презрительно относящийся к местным вере и обычаям.

Но дело не в нем. А в литературном герое.

Его-то я и хотела увидеть на экране. Именно такого, как в романе: сложного, сомневающегося, страдающего.

Тем более в обеих экранизациях булгаковского шедевра играют не кто-нибудь, а Кирилл Лавров и Михаил Ульянов! Корифеи актерского мастерства! Которым был подвластен сам Достоевский!

Но, увы, ждало разочарование

При всем уважении к этим великим актерам, на мой взгляд, Понтия Пилата они не потянули.

Кирилл Лавров в фильме В. Бортко «Мастер и Маргарита»

2005 г.

Сразу скажу, что если выбирать между двумя Пилатами, все же у Кирилла Лаврова образ прокуратора Иудеи получился лучше. Роль более проработана. И сомнения, и муки совести показаны, и надрыв душевный здесь есть. И фактура, и масштаб тоже.

Нет одного – натуральности. Какой-то Пилат театральный получился. Кое-где даже переигрывает актер, пытаясь создать ощущение глубины размышлений и страданий. Но получается обратный эффект: неубедительности и фальши. И, самое главное, трагедии не чувствуется. Той трагедии, что есть у Булгакова. Когда явственно ощущаешь в подтексте: как незаметно по капелькам уходит, словно вода в песок, последняя надежда прокуратора разорвать проклятый круг одиночества…

Честное слово, с первого кадра пыталась проникнуться симпатией к этому киногерою (потому как очень уважаю Кирилла Лаврова), но не получилось. Роль не пошла от начала до конца. Ее неудачность оттеняют второстепенные как раз великолепные персонажи: Каифа (Валентин Гафт), Афраний (Любомирас Лауцявичюс).

Многие ставили в вину Лаврову возраст: дескать, Пилат был значительно младше. Где-то за сорок ему было всего. Однако такой упрек смехотворен. Если образ артист создает талантливо, то подобные вещи не имеют значения.

Михаил Ульянов в фильме Ю. Кары «Мастер и Маргарита» 1994 г.

Очень надеялась, что удивит и раздавит своей актерской мощью Михаил Ульянов. Потому чрезвычайно внимательно смотрела сцены с ним в фильме Ю. Кары.

Но опять обманулась. Причем, жестоко. Пилат в исполнении Ульянова оказался еще хуже. Если Лавров переигрывал, то Ульянов не доиграл.

И опять многие говорили про возраст. Но в данном случае утверждали, что Ульянов был помоложе, когда снимался у Кары, и потому Пилат ему как раз пришелся впору.

Да, внешне этот Пилат впечатляющ. Чувствуются в нем и стать, и гонор доблестного и заносчивого патриция. Очень идет ему плащ с кровавым подбоем…Но вот и все…

Помню, смотрела знаменитую сцену допроса Га-Ноцри. И ожидала: вот-вот, сейчас скажет реплику с такой интонацией, с такой многозначительностью, что кровь заледенеет или, напротив, бросит в жар. От радости узнавания великого текста.

И опять мимо. Пилат Ульянова монотонен и тускл. Могу допустить, что была такая задумка: показать вселенскую усталость прокуратора Иудеи, его роковое безразличие ко всему. Но не до такой же степени, что зрителю уснуть впору! И реплики бросает актер как бы походя. Ни одна из них не привлекает внимания, не производит впечатление. И, в конце концов, в этой экранизации «Мастера и Маргариты» Пилат переходит в булгаковской истории из разряда главных героев в статисты. Думается, что в данном случае это вина совсем даже не актера. Слабоваты сценарий и режиссура.

Так что, приходится признать, гениального Понтия Пилата на экране не получилось.

Кстати, недавно прочитала любопытную вещь.

Олегу Янковскому Владимир Бортко предлагал в своей экранизации роль Воланда. Как известно, актер отказался. Из суеверных соображений. Но в одном из интервью признался, что очень бы хотел примерить на себя образ…Понтия Пилата. Но такой поворот дела режиссер, видимо, посчитал невозможным. А зря.

Оцените статью
«Мастер и Маргарита» В. Бортко и Ю. Кары: увы, на мой взгляд, Понтий Пилат одинаково не удался в обеих экранизациях
«Опасно для жизни!» — чем интересен этот неудачный фильм?