Главная причина, по которой Гайдай окончательно отказался от Труса, Балбеса и Бывалого

Об этом актёрском трио уже опубликовано очень много. И если резюмировать большинство написанного, то первоначально комическую троицу придумал Леонид Гайдай для сатирической короткометражки «Пёс Барбос и необычный кросс». А через пять лет, сразу после премьеры «Кавказской пленницы», которая стала его четвёртой кинокомедией с участием этих актёров, он объявил, что больше не будет снимать эту троицу, как исчерпавшую свой комедийный потенциал.

Но только ли в этом была причина?

Например, многие в актёрской среде знали о конфликте Гайдая и Моргунова и считали, что именно этот конфликт стал главной причиной такого решения режиссёра.

Конфликт действительно был, но он лишь ускорил решение Гайдая, которое, по сути, было принято не им, а руководством киностудии ещё до начала съёмок «Кавказской пленницы».

А история недовольства чиновников этими кинообразами (Трус, Балбес и Бывалый) началась в конце 1963 года, когда утверждался сценарий к фильму «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Так что же так насторожило членов худсовета? Оказывается, на имя директора киностудии поступила докладная, которую подписали четверо из десяти членов художественного совета «Мосфильма». В ней члены худсовета выразили опасение, что образы Труса, Балбеса и Бывалого, по сути, пропагандируют тунеядство и незаконный образ жизни среди советских граждан.

И если в первых двух короткометражках они были объектами заслуженной сатиры и демонстрировали, как нельзя жить в нашем обществе, то что же зрители видят через три года? Что, оказывается, эти жулики не наказаны и не перевоспитаны, а продолжают свою мошенническую, антисоциальную деятельность.

Так как в советских фильмах с современными сюжетами все герои картин обязательно проецировались на реальных представителей общества, то подобные мошенники должны были уже давно сидеть в тюрьме или валить лес где-нибудь на Калыме. А не помогать другому жулику, проворовавшемуся завскладом, скрывать следы своего преступления. Таковы были основные доводы критиков.

Надо помнить о том, что в середине 60-х годов хоть и была «оттепель», но почти везде у власти оставались чиновники, которые прошли суровую школу сталинской дисциплины. А в прежние времена такие как Трус, Балбес и Бывалый, недолго бы оставались на свободе. Даже если бы они не совершили серьёзных преступлений, их бы посадили только за тунеядство.

Короче, первый предупредительный звоночек в адрес этого комического трио прозвенел ещё на стадии утверждения сценария «Операции «Ы». То есть всего через два года после их появления.

Тогда директор киностудии Владимир Николаевич Сурин призвал не драматизировать ситуацию вокруг этих киногероев. Мол, к ними надо относиться только как к объектам сатиры. Ведь у них даже имён и фамилий нет. Поэтому они не члены нашего общества, а лишь некие символы и только.

Но Гайдай уже тогда понял, что со следующей картиной у него буду проблемы. А ведь «Кавказскую пленницу» он задумал ещё не закончив работу над «Операцией «Ы».

И проблемы с «Кавказской пленницей» конечно же, были. Опять те же чиновники приводили те же доводы, с которыми уже было сложно спорить. Дескать, в конце предыдущего фильма эти жулики уже были пойманы на складе и сопровождены в милицию. Как же они, совершив взлом склада с госимуществом, опять оказались на свободе? И не просто на свободе, а на курортном Кавказе, где снова продолжили свою преступную деятельность?

И опять за сценарий «Кавказской пленницы» вступился Сурин. А его мнение было решающим. И понять директора киностудии тоже было можно. «Операция «Ы» принесла серьёзные деньги в бюджет государства, и в отчетах они были заслугой именно «Мосфильма». А «Кавказская пленница» обещала не меньший финансовый успех (что позже и случилось), и директор не хотел его упускать.

Но и он понимал, что, например, следующая пятая комедия с участием этих антигероев, если бы она появилась, означала бы подтверждение того, что эти жулики и вправду являются устойчивой частью нашего советского общества. И наверху за такое уже действительно могли бы дать по шапке.

Поэтому в «Кавказской пленнице» в финале неслучайно есть сцена в суде. Этим эпизодом Гайдай как бы поставил крест на троице жуликов. Дескать, осуждены, и зрители их больше не увидят. По крайней мере, в роли мошенников точно.

Но как в остросоциальной комедии обойтись без жуликов? Поэтому в следующем фильме «Бриллиантовая рука» у Леонида Гайдая появилась уже другая троица мошенников: Шеф, Лёлик и Геша.

Но это была новая история, хотя и сценарий, а позже и сам фильм встретили на худсовете очень похожими замечаниями. И от лица всё тех же ретивых киночиновников.

Оцените статью
Главная причина, по которой Гайдай окончательно отказался от Труса, Балбеса и Бывалого
Помните жену генерала, которую поцеловал Володька Завитушкин? Кто она по национальности и за каким известным спортсменом была замужем