«Вас за «Чучелу» надо за решетку посадить». Ролан Быков заметил и воплотил в кино цинизм подростков 80-х

В 1983 году на советские экраны вышел фильм Ролана Быкова «Чучело», снятый по одноименной повести Владимира Железникова. Фильм получился актуальный — многие замечали, что дети в 80-е были совсем другими, куда более циничными и безжалостными, чем прежде. Потому и вызвал бурю в обществе.

Социально-психологическая драма о травле провинциальной советской школьницы одноклассниками произвела общественный резонанс, вызвала шквал критики и волну одобрения в адрес режиссера, осмелившегося показать детей-пионеров антигероями.

За что порицали Быкова строгие критики и возмущенные зрители?

Откуда взялся такой парадоксальный режиссерский замысел

Снять фильм по повести Железникова Быкову посоветовала его жена, актриса Елена Санаева. Ее сын Павел зачитывался этим произведением, так как в детском возрасте – подобно главной героине Лене Бессольцевой – подвергался травле в классе. Повесть понравилась Быкову, который усмотрел в этой истории (которую Железников списал с конфликта своей племянницы с одноклассниками) идеологическую борьбу «старой» и «новой» молодежи.

В 1980-х годах в советском обществе выросло поколение молодых людей, которые презирали общепризнанные нормы морали в угоду деньгам, славе, моде.

Новые подростки отличались цинизмом, жестокостью, меркантильным отношением к жизни. Эту тенденцию до Быкова подметил Владимир Меньшов: в фильме «Розыгрыш», который стал хитом 1977 года, он показал «нового, современного», молодого человека, ради личной выгоды готового перейти черту: публично оскорбить учительницу, высмеять влюбленную в него девушку, нахамить отцу.

Но если Меньшов смягчил драму с помощью лирических песен, красивой любовной линии и идейной победы педагогики, то Быков, напротив, обострил конфликтную ситуацию до предела. Неудивительно, что повесть и сценарий к фильму вызывали неодобрение советской цензуры, которая всячески тормозила съемки.

Новое лицо «старой молодежи»

Лена Бессольцева – правильная, положительная героиня, которая придерживается традиционных ценностей. Она – добрая, послушная, отзывчивая девочка, которая умеет постоять как за себя, так и за того, кого считает своим другом.

Исходя из этих качеств девочки, Ролан Быков искал невинное прекрасное лицо бедной жертвы с несчастным, забитым взглядом. В поисках исполнительницы главной роли его съемочная группа просмотрела около 17 тыс. претенденток.

Кандидатуру Кристины Орбакайте режиссер сразу забраковал. Но по зрелом размышлении передумал, осознав, что новое время требует новых лиц. Дочка Аллы Пугачевой как по внешности, так и по манере игры подходила на роль волевой девочки, сумевшей остаться человеком в нечеловеческих условиях.

Фотогалерея: как изменились актеры фильма «Чучело» за 40 лет:

Борьба с «Мосфильмом» и Госкино

В апреле 1983 года драма «Чучело» была представлена на строгий смотр комиссии «Мосфильма», где подверглась суровой критике за жестокость многих сцен (избиение героини, драки, издевательства с рукоприкладством). Чиновники обвинили режиссера в отсутствии гуманизма и чуть не забраковали киноленту.

После продолжительных споров, доведших Быкова до инфаркта, фильм все же получил одобрение и в ноябре того же года отправился на смотр в Госкино.

Здесь его ожидал очередной разгромный отзыв. Цензоры потребовали внести изменения в картину; под их давлением Быков был вынужден вырезать некоторые сцены с драками школьников, а также отказался от ретроспективной сюжетной линии, которая показывала судьбу нескольких поколений Бессольцевых.

Эта режиссерская задумка показалась цензорам «претенциозной и многозначительной». Ведь таким образом сквозь призму биографий героев невольно всплыло бы сравнение старой, дореволюционной России с новой, советской, и это сравнение – учитывая скандальный сюжет – могло оказаться не в пользу последней.

Поэтому в окончательном варианте от ретроспекции остались только старинные картины предков, которые кропотливо собирал дедушка главной героини в блестящем исполнении Юрия Никулина.

Против картины ополчились и члены партии. По их инициативе фильм был показан на московской конференции учителей в расчете на их критику. Но вопреки ожиданиям партийных недоброжелателей, педагоги одобрили дерзкую работу Быкова.

Наконец, в январе 1984 года состоялась премьера в Доме кино. Публика приняла «Чучело» с восторгом и таким образом обеспечила ему выход в широкий прокат. Фильм собрал неплохую кассу; его посмотрело около 24 миллионов человек.

Несмотря на цензурные претензии, «Чучело» получило Государственную премию СССР, а также главный приз на Международном кинофестивале в Лионе. Фильм был закуплен в Европе и Америке, где имел успех. Иностранные зрители были впечатлены талантливой игрой юных советских актеров-школьников и глубиной поднятых Быковым проблем.

Письма зрителей: от дифирамбов до угроз

Фильм произвел общественный резонанс. До сих пор говорить об остросоциальных конфликтах в советской школе было в принципе немыслимо. В газетах появились разгромные отзывы, на которые Быков ответил статьей «До и после “Чучела”», которую опубликовал в 1985 году в журнале «Юность».

Режиссер не остался в стороне от критики и попытался проанализировать письма, которыми его завалили зрители. Разброс мнений советских граждан зашкаливал. Многие хвалили Быкова за смелость и признавались, что история Лены Бессольцевой – калька детства – их собственного или знакомых. Вдумчивые критики усмотрели в «Чучеле» срез советского общества, которое воспитало таких жестоких детей.

А другие, не стесняясь в выражениях, обвиняли фильм в жестокости. Один зритель даже пригрозил Быкову тюрьмой за то, что он показал на всю страну «недорослей-преступников». Режиссера упрекали в искажении реальности, утверждая, что в природе не существует детей, которые смиряются с прозвищем «чучело», бреют голову и добровольно терпят издевательства и побои, прыгают в костер.

Фильм называли «пасквилем» и «фальшивым вестерном» и требовали снять с проката, чтобы преждевременно не калечить «неокрепшие детские души». Быкова обвиняли в том, что он провоцирует школьников, возбуждая в них жестокость. Многие пожилые зрители упрекали его в очернении советской школы: ведь ни один учитель не заступился за Бессольцеву, что представлялось невозможным. И даже дедушка не защитил внучку, что выглядело совсем дико! А некоторых зрителей озаботила репутация Советского Союза за рубежом: якобы история Лены Бессольцевой дискредитировала отечественную педагогику перед иностранными зрителями.

Оцените статью
«Вас за «Чучелу» надо за решетку посадить». Ролан Быков заметил и воплотил в кино цинизм подростков 80-х
«Как две капли воды»: внучка Ален Делона — Элиссон Ле Борж выросла его копией