О фильме Михаила Козакова 1982г. «Покровские ворота», снятого по пьесе Леонида Зорина, принято говорить восторженно. Фильм, действительно, талантлив. Очень колоритно показано в нем московское ретро 50-х.
Кстати, о героях этого фильма тоже принято высказываться с умилением и с симпатией.
А вот мне один из них очень даже неприятен. Я имею в виду Льва Евгеньевича Хоботова, который, как указано в сценарии, по профессии – редактор поэтических переводов с романских языков.
Вот, кстати, его профессия тоже ведь неслучайна. Сценарист и режиссер прям-таки следуют стереотипу. Дескать, если гуманитарий, так обязательно не от мира сего. И на мужчину не должен быть похож.
Именно такой Лев Хоботов и есть. Эстетствующий эрудит, изнеженный интеллигент и ни на что не годный человек.
Ну проблема-то в том, что создатели фильма откровенно любуются им. И шлют зрителю такой же посыл: наслаждайтесь, граждане этим удивительным героем. Который робок и чувствителен. А вот к жизни абсолютно не приспособлен: даже завтрак себе приготовить не в состоянии. Красиво говорить умеет. Правда, выглядит старомодно и смешно. Добрый и возвышенный. Ну вот только позволяет помыкать собой энергичной и нагловатой Маргарите Павловне (супружницу Хоботова превосходно играет Инна Ульянова).
А вот я считаю, что любоваться Хоботовым может не каждый. Меня он, признаюсь, нервирует с первых кадров. Даже внешность у него не располагающая. Рыхлая, невнятная, какая-то бесполая.
Пассивность Хоботова, вообще, раздражает донельзя. Ни постоять за себя не может, ни жизнь свою устроить. Ждет постоянно, чтоб о нем кто-то позаботился. И все свершилось само собой. Прям, как у Бальзаминова.
Хоботов – приспособленец. Мямля, желающий только одного: чтоб все за него решали и им помыкали. И все эти стремления к волюшке-воле, которыми награждают его авторы фильма, – не более чем пустая декламация.
Не случайно Хоботов прибивается к Людочке-медсестре. Она ведь тоже при близком рассмотрении не так проста. А чем-то схожа с Маргаритой Павловной. Только следует принципу мягкой силы. Но будет управлять Хоботовым со временем – будь здоров.
Хоботов – подкаблучник у бывшей жены. Будет таким и у Людочки, которая сильнее его характером. Можно сказать, что он подкаблучник и у жизни самой.
Кстати, в концепции образа своего героя сомневался и актер, его играющий, Анатолий Равикович. В своих воспоминаниях он рассказывал, что поначалу сценарий «Покровские ворота» его вовсе не воодушевил: «Материал показался мне уж очень литературным, и ситуация с бывшим мужем, которого опекает бывшая жена, выглядела натянутой, искусственно придуманной».
И это еще очень мягко сказано.
Между прочим, Хоботова мог сыграть… Андрей Миронов. Может быть, он что-то сделал бы с этим образом. Наделил бы его элегантностью, наверное. Но это была бы совсем другая история.
К сожалению, таких вот Хоботовых наблюдается и в наши дни немало. Может, даже и в большем количестве, чем в послевоенные годы. И это так грустно.
А что вы думаете об этом, дорогие читатели?