Фильм, названный принципиально плохим и идеологически инфантильным

Мелодрама «Концерт для двух скрипок» (1976) — история о двух молодых талантливых скрипачах, каждый из которых в силу разных обстоятельств на время расстался с музыкой. Но потом оба всё же поняли, что именно музыка — это главное в их судьбах и вернулись к ней.

Многие провели определённые параллели между героями ленты и знаменитыми Моцартом и Сальери: одного из героев жизнь наградила жизнелюбием, чувственностью, романтизмом, импульсивностью, как Моцарта, а другой, усердный, призёмленный, эгоистичный, честолюбивый, ассоциировался с Сальери.

На это единстве противоположностей можно было бы построить сильную картину, но, по общему мнению, режиссёру Екатерине Сташевской это не удалось. Впрочем, каждый зритель волен сам составить собственное мнение, и я могу сказать, что на меня фильм такого уж удручающего впечатления не произвёл. Мало того, подобные ленты заставляют меня сожалеть, что я, увы, плохо понимаю классическую музыку.

В основе «Концерта для двух скрипок» довольно популярный роман «Бульвар под ливнем» писателя Михаила Коршунова, вышедший в начале семидесятых. Для кино его переизложил драматург Владимир Валуцкий, но Михаил Коршунов числится в соавторах сценария.

Правда, роман пришлось сильно урезать, многие сцены были опущены или заметно изменены, так что на книгу фильм похож мало, разве что в общих чертах, основных сюжетных линиях и именах героев. Есть и кое-какие сюжетные провалы, а некоторые сцены кажутся искусственно вставленными и ни к чему не привязанными.

Возможно, пояснения можно получить из романа.

Итак, в фильме две параллельные линии — героев Лади Брагина и Андрея Косарева. В первые минуты становится понятно, что парни-скрипачи поступают в консерваторию. Их преподавательница Кира Викторовна в разговоре с профессором Мигдалом даёт своим ученикам отличные характеристики, подчёркивая, что

именно в паре они наиболее сильны: сочетание целеустремлённости Андрея и лиричности Лади дуэт приобретает гармоничность.

Но на экзамен приходит лишь Андрей, Ладя по пути забредает в цирк-шапито, где юная циркачка моментально покоряет его. И Ладя тут же покоряется внезапному порыву — забросить консерваторию и отправится в путешествие с цирком в качестве шофёра автобуса и униформиста. В этом путешествии его будут ждать интересные встречи и влюблённость в ту самую циркачку, прелестную клоунессу Санди. Но про музыку он тоже не забудет. Андрею же предстоит доказывать, что он не просто умеет отлично играть на скрипке, но ещё и умеет чувствовать и любить музыку. И не только музыку: у него непростые отношения с подругой Ритой, от которой он бесконечно и эгоистично требует поддержки, забывая, что ей самой нужна помощь (у Риты серьёзная болезнь сердца, угрожающая жизни). Но неудачи и критика лишают Андрея уверенности в себе и он тоже бросает консерваторию. К счастью, в финале Ладя и Андрей осознают, в чём их предназначение и готовы возвращаться к скрипкам, объединив усилия.

Главные роли в фильме получили Сергей Мартынов (Андрей) и Александр Курепов (Ладя). Но если Сергей Мартынов уже в кино снимался и даже заполучил симпатии зрительниц после роли в сказке «Царевич Проша» (1974), то Александр Курепов только-только окончил Школу-студию МХАТ и на съёмочную площадку попал впервые.

Забавно, что именно его герой оказался в цирке. Дело в том, Александр с цирком был знаком с детства: его отец — клоун Сергей Курепов.

Ещё один любопытный факт: Сергей Мартынов и Александр Курепов играли абитуриентов. В реальности Сергею было 23, Александру — 30 (!).

Женские роли отдали Елене Соловей (Рита) и Елене Шаниной (Санди). Здесь та же история: Елена Соловей была уже хорошо известной актрисой, а Елена Шанина только начинала карьеру и пробовала себя в кино и театре. Через несколько лет она станет одной из главных звёзд московского имени Ленинского комсомола, сыграв Кончитту в рок-опере «„Юнона“ и „Авось“». Кстати, в фильме Елена — брюнетка, что довольно непривычно.

Возраст актрис и героинь тоже различается:

Елена Соловей, игравшая 18-летнюю, уже приближалась к 30, а Елене Шаниной было 23.

Роль Киры Викторовны досталась Ирине Скобцевой, а вот её супруга сыграл драматург Владимир Валуцкий.

Это случай уникальный — плодовитый и разносторонний сценарист для многих оставался загадкой, а здесь можно наблюдать его воочию (правда, в озвучке Игоря Ясуловича). В других ролях Антонина Максимова (мать Андрея), Светлана Переладова (безответно влюблённая в Андрея органистка Оля), Николай Сергеев (дедушка Оли, бывший музыкант), Геннадий Юдин (отец Риты), Гурген Тонунц (профессор Мигдал).

В качестве консультанта режиссёр Екатерина Сташевская пригласила известного скрипача Олега Крысу, и надо отдать должное актёрам, которые отлично имитировали игру на скрипке, особенно Сергей Мартынов (тут позволю себе сожалеть, что наше кино как-то игнорировало этого актёра с роскошной внешностью и явно небесталанного).

Ну и, пожалуй, одна из самых больших удач «Концерта для двух скрипок» — участие Александра Градского в качестве композитора и актёра.

Градский специально для фильма написал две песни, а в кадре предстал солистом ансамбля в кафе, ещё очень стройным, но уже длинноволосым, и продемонстрировал в очередной раз безупречный вокал.

В прокат «Концерт для двух скрипок» вышел весной 1976 года. Киноведы были суровы: фильм сразу же подвергли критике. Режиссёра упрекали за чрезмерную увлечённость внешними эффектами, за которыми утерялась суть. Специалистам показалось, что в ленте о музыке и музыкантах собственно музыка потерялась и присутствовала очень обрывочно и куцо. А читатели, знакомые с романом Михаила Коршунова, и вовсе были разочарованы экранной интерпретацией и не узнавали полюбившихся по книге персонажей Киновед Василий Кисунько написал для журнала «Искусство кино» разгромную статью, где применил к картине уничижительные эпитеты, вынесенные в название статьи.

Возможно, из-за неприязни кинокритиков и зрителей фильм довольно быстро забылся. Не исключено, что способствовало этому и бегство Александра Курепова, который решил не возвращаться в СССР после гастролей во Франции в конце семидесятых.

Но, несмотря на критические отзывы и справедливые упрёки, «Концерт для двух скрипок» всё-таки неплохой фильм и посмотреть его можно. Но с романом определённо сравнивать не стоит, его нужно смотреть как самостоятельное произведение.

Оцените статью
Фильм, названный принципиально плохим и идеологически инфантильным
«Покровские ворота» — кто такой Савранский?