«Миг удачи» (1977) – спортивная драма, снятая режиссером Всеволодом Плоткиным. Сюжетная линия проста:
Журналист Федоров (Николай Караченцов) приезжает на горнолыжную базу, где тренируется сборная. Он хочет не просто снять репортаж о подготовке к соревнованиям, а понять характер людей, выбравших этот вид спорта. Особого внимания заслуживает Сергей Максимов (Борис Щербаков) – бывший чемпион и мастер спорта, который после серьезной травмы утратил прежние навыки, но не стремление к победе. Прежде всего, это победа над собой.
Сначала хочется отметить плюсы фильма. Картина для 70-х годов была свежей и интересной, так как горнолыжный спорт в России развивался в особенном темпе, не был столь распространен. Художественных картин на эту тему было немного.
Съемки проходили в Приэльбрусье, в Терсколе. В картине прекрасные горные пейзажи, заснеженные склоны. На трассе актеров дублировали настоящие горнолыжники, спортсмены из сборной страны. Поэтому сцены спуска такие реалистичные, захватывающие. Ощущение скорости, свежего ветра в лицо, снежные вихри – все это передается через экран, благодаря профессиональной работе оператора.
Еще один несомненный плюс фильма – Юрий Визбор в роли тренера сборной. Спокойный человек, мудрый наставник, преданный делу мастер – все это Визбору удалось передать с какой-то особенной легкостью и непринужденностью. В кадре он естественный, будто ничего не играет. Тренер Павел Юрасов верит в Максимова, считает его сильным спортсменом, лидером. В команде его присутствие необходимо.
Минусы фильма – некая недосказанность. Многие моменты так и не раскрыты. Борис Щербаков играет чемпиона, который на международных соревнованиях получил серьезные травмы при падении. Мы ничего не знаем о периоде восстановления, о сомнениях и метаниях того времени. В картине есть несколько моментов, когда Максимов вдруг начинает видеть снег в необычном ультракрасном свете. При этом он теряет ориентацию в пространстве. Что это? Последствие травмы или психологический момент?
Недосказанность прослеживается и в отношениях Максимова с женой Мариной (Лидия Константинова). Зрителям говорят, что жена была рядом, когда муж получил травмы, помогала ему восстанавливаться, не хотела, чтобы он возвращался в спорт. И вот Марина приезжает на горнолыжную базу в качестве главного врача сборной, а муж об этом узнает лишь в моменте. Значит, супруги не общались в течение года? Не жили вместе? Нам показывают единственный разговор мужа и жены, и они ведут себя холодно и отстраненно, словно чужие друг другу. Марина идет в ресторан с журналистом Федоровым, говорит с ним по душам, делится сомнениями. В этой сюжетной линии много непонятных моментов.
Журналист Федоров, которого сыграл Николай Караченцов, получился каким-то неубедительным. В аннотации фильма сказано, что он хочет понять психологию спортсменов, но все это понимание сводится к коротким интервью, к просмотру записи репортажа и задумчивому виду актера. Нет ощущения, что между журналистом и Максимовым сложились доверительные отношения, что они понимают друг друга.
Тем не менее, фильм смотреть интересно. Он о спорте, о воле к победе, о тренере, который верит в каждого спортсмена и отдает всего себя делу всей жизни.