Продолжаем обсуждать. А то мне тут написали, что чой-то у меня про «Служебный роман» мало статей. Вы спрашивали — их есть у нас. Встречайте.
Этот милейший фильм, который лично я очень люблю за богатый букет невротиков, показывает нам двух главных героев, получивших одинаковую психологическую травму: и Новосельцев, и Калугина пережили предательство своих партнеров. Друг, который, скорее всего, состоял в очень близких отношениях с Людмилой Прокофьевной, на которого она, скорее всего, возлагала надежды, связанные с личным семейным счастьем, бросил ее и женился на ее подруге. В результате она «ликвидировала» всех подруг, а заодно и любое стремление к личной жизни.
Анатолий Ефремович успел жениться и завести двоих детей со своей женой, а потом она от него сбежала с другим, причем сбежала так, что после развода дети остались с ним. Редчайший случай даже по нынешним меркам, а уж в СССР-то вообще что-то небывалое. Два одиноких и несчастных человека. Калугина убегает от своего одиночества в работу, в коллектив, Новосельцев погрузился в материнство, ведь у него мальчик и мальчик. И вот волей Юрия Самохвалова и какого-то сбившегося с маршрута купидончика между этими двумя вспыхнули чуйства. Да не какие-то там, а такие, что к алтарю обоих привели, а потом прямиком в роддом за третьим мальчиком. И вот спрашивается — а как сложится семейная жизнь у Новосельцевых? Уживутся ли они в своем гнездышке? Ведь у Калугиной непростой характер — она волевая, бескомпромиссная, принципиальная, скажет как отрежет, а кто будет возражать — земля ему пухом. Не задавит ли она мямлю Новосельцева?
А какой Новосельцев? Давайте вспомним, как его характеризует Верочка: «Тихий, мягкий, безобидный человек. Слова грубого не скажет». И это вовсе не означает, что он тряпка. Он не мямля. Он может и возразить, и сказать «нет», но сделает это в культурной форме, никого не задевая и не оскорбляя. Таким людям неведомы скандалы с оревом и битьем посуды, они просто начинают говорить чуть громче. Это окружающие воспитанность часто принимают за слабохарактерность. Из таких мужчин получаются идеальные мужья. Они не предадут, не сбегут в трудную минуту, на них всегда можно положиться, потому что они ответственные. И он на самом деле надежный — не кинулся шляться по бабам в поисках новой жены, а терпеливо в одиночку волочет этот груз. Он — настоящий мужчина.
Такие живут для семьи и в большинстве случаев, если не попадется какая-нибудь вертихвостка, в их семьях царят покой и уют, потому что такие мужчины очень чуткие, они умеют слушать и слышать женщину, умеют подставить плечо для того, чтобы она могла в него выплакаться, и от них не услышишь «Опять ты мне мозг выносишь с этими своими бабскими заморочками!» Новосельцев неконфликтный человек. Есть у меня такой знакомый. По характеру — вылитый Новосельцев. И с точно такой же судьбой. Был женат, а когда ребенку исполнилось семь (это примерно год 85-й), загуляла, бросила семью и укатила с любовником на моря. Был развод, был суд, и ребенка оставили с отцом. И что интересно — ни разу за прошедшее время бывшая жена не поинтересовалась, как там ее сын. Точно, как бывшая жена Новосельцева.
Но вернемся к героям фильма.
Людмила Прокофьевна женщина, у которой разум преобладает над чувствами. Она склонна трезво оценивать обстановку, не питает иллюзий относительно жизни и себя в частности и прекрасно понимает, что принцев на белых конях ей не дождаться. Даже принцев без коней не дождаться. Да и вообще — скорей всего, никого не дождаться вообще. Да, мучается, да, хотела бы, но, чтобы не ранить себя лишний раз, тему личной жизни она закрыла. И, кстати говоря, мне кажется, что это ей даже пошло на пользу: она отвергла вот это злое бабское, хитрое это, которое изрядно портит жизнь многим женщинам и их мужчинам. Она честна, не склонна к интригам и сплетням, деликатна, противник любой подковерности, подлости, она умеет войти в положение. Можно сказать, что она душевно oбнaжена. Она не играет, не корчит из себя, не представляется. Она очень хороший человек.
Помните ту комичную и одновременно волнительную сцену, когда Новосельцев приходит в гости к Людмиле Прокофьевне? Помните, как они деликатны, как бережны в общении? И даже когда в конце фильма в Калугиной наконец просыпается женское начало, и она гоняет Новосельцева по кабинету, эта деликатность сохраняется — никакой грубости. Анатолий Ефремович не допускает никакой грубости, хотя Калугина явно превышает полномочия. И в результате конфликта-то на самом деле и не произошло. Все закончилось на стадии переговоров. Правда, несколько бурной.
Несмотря на то, что Калугина директор, а Новосельцев рядовой статист, пропасть между ними не так ж и велика, у них много общего: оба разбираются в поэзии (знают Пастернака, например), оба любят животных, лояльно относятся к детским проделкам, оба не лезут за словом в карман и оба неуклюжи. Они на одной волне. У них даже отчества из одной категории редких — он Ефремович, она — Прокофьевна. Но не это главное. Главное то, что они оба очень ответственные люди, а это значит, что никто из них предаст, не помчится по зову мимолетного увлечения, не будет закатывать истерик, не будет убегать к маме из-за каждого пустяка.
И еще один момент — они полюбили друг друга настоящими, такими, каковы они есть на самом деле. Новосельцев не один год проработал под руководством Калугиной. Он ее прекрасно знает. Ее утреннее явление без макияжа и прически тоже не повергнет его в шок — он ее такую каждый день видел. Калугина тоже насмотрелась на Новосельцева в разных обстоятельствах, в том числе и на буйного после возлияний. И она тоже прекрасно знает, какой он. То есть, никаких сюрпризов ждать не приходится. И исходя из всего сказанного, я считаю, что у Новосельцевых есть все условия для того, чтобы создать крепкую счастливую семью без загонов, кто тут мужик и что баба не должна больше мужика зарабатывать, потому что они умеют понимать и принимать людей такими, какие они есть. Единственное, чему им предстоит научиться — доверять друг другу и побороть страх быть оставленными вновь.