«Да ты телёнок, Володь!». Страсти по Шарапову

Фильм «Место встречи изменить нельзя» любим народом уже 44 года. Любой актёр, сыгравший даже на пол-копейки роль в этой культовой картине, причислен к лику «киносвятых». Конечно за долгие годы мы привыкли к актёрам этой картины, но каждый раз просматривая фильм невольно приходят фантазии, что как бы ту или иную роль сыграл бы другой актёр. Больше всего сказанное относится к исполнителю роли Шарапова Владимиру Конкину.

Владимир Конкин актёр безусловно яркий, с тонкими пальцами и обликом героя-любовника, с бездонными глазами, но представить его в роли бывшего разведчика, который по биографии 42 раза ходил за линию фронта и возвращался оттуда с «языком» на плечах совершенно невозможно.

Почему же всё-таки режиссёрский выбор пал на него? Ведь в то время наша актёрская братия могла предоставить десяток куда более интересных и подходящих кандидатур на роль Шарапова.

Если заглянуть в первоисточник, в роман «Эра милосердия», то внешность Шарапова описывается там так: блондин с очень густыми волосами, один из передних зубов сколот, имеет курносый нос и маленькие глазки, фигура коренастая, телосложение атлетичное, рост невысокий.

А вот картинка из сцены допроса Фокса после задержания:

— У вас, товарищ Шарапов, лицо доброго и милого человека. Оно
располагает к откровенности…
— Знаю я прекрасно, какое у меня лицо и к какой откровенности оно располагает. Нос мой курносый особенно и гляделки крохотные…

Понятно, что отсмотрев первый отснятый материал братья Вайнеры пришли в уныние. С экрана на них глядел худосочный красавец, которому во время войны позволили бы разве что копать окопы в прифронтовой полосе, и который ни одной чёрточкой не напоминал их героя. Конкин не убеждал, не выглядел сильным мужиком-воином. Он им просто не был рождён по своей природе.

Оставалась надежда что Конкин-актёр сумел бы показать мощную внутреннюю энергию, которой Шарапов был наделён сполна. Но Володя Конкин имел только какой-то кисель вместо внутреннего стержня, больше напоминая вчерашнего школьника, пишущего стихи по ночам. Как-то раз у Жеглова-Высоцкого вырвалась фраза: «Да, ты телёнок, Володь!». Вот таким телёнком при быке Владимир Конкин и выглядел.

Если вглядеться в портрет Шарапова по Вайнерам, то сразу приходит на ум Сергей Шакуров. Он и внешне и внутренне был похож на Шарапова, и сыграл бы эту роль на одной своей харизме и органике. Шарапов был злой, и Шакурову удалось бы показать эту злость на экране. Но что интересно, что Сергея Каюмовича никто даже не рассматривал на эту роль. Почему — неведомо.

Зато сохранились пробы с Сергеем Никоненко. Его похоже подбирали по описаниям Вайнеров. Но у Никоненко лицо на экране получалось слишком добродушным.

Сам Высоцкий мечтал сыграть этот дуэт с другом Ваней Бортником. Дух захватывает он одной мысли как это огненно смотрелось бы на экране. Пух и перья бы летели с экрана от игры этой убойной пары друзей. Но не судьба. Говорухин предлагал Николая Губенко, но Высоцкий сказал, что они весь экран замажут одной краской.

Впрочем, в этом фильме: нравится — не нравится, подходит — не подходит, были не определяющие критерии. Поскольку фильм снимали на одесской киностудии, приходилось с этим считаться. Высоцкий в роли Жеглова мог устоять только при определённом равновесном условии закулисного договора сторон. Вечно проблемный Высоцкий одобрялся дирекцией киностудии только при условии, что Шарапова сыграет их человек. А их человеком подавался звёздный Павка Корчагин — заслуженный артист Украины (в 25 лет!) Владимир Конкин. Пришлось Говорухину повестись на это условие. Уж пора было начинать съёмки.

Интересно, что сам Владимир Алексеевич Конкин во множественных интервью последних лет, где он поёт сладкие оды самому себе, фактически подтверждает этот факт, откровенно говоря: «Не было бы меня — не было бы фильма».

Дальше для приличия режиссёр устроил множественные пробы на роль Шарапова, причём специально подбирал актёров неподходящих, или типажно конкинских, чтобы потом им отказать, и показать, что Конкин победил в честной борьбе.

Были устроены пробы на роль Шарапова с Е. Гладышевым-Леоновым (потом сыгравшим Васю Векшина), А. Кураповым, А. Коноваловым, В. Михеенко (папой Е. Бероева), В. Рожиным, В. Фокиным, Ю. Шлыковым, Л. Фоминым, А. Ярославцевым. Естественно что все эти актёры проигрывали Конкину.

Единственно в чём В. Конкин выигрывал у И. Бортника, С. Шакурова, Н. Губенко, С. Никоненко — так это в возрасте. Все указанные актёры были значительно старше его, а Шарапову по книге было 25 лет.

На самих съёмках Владимиру Конкину пришлось несладко. Ибо почти вся съёмочная группа была настроена против него. Один раз В. Конкин в отчаянии даже убежал со съёмок. Поддержал тогда актёра Виктор Павлов. Он приласкал звезду советского кино, любимца советских женщин, заставил его вернуться, и в дальнейшем поддерживал и не давал в обиду.

Интересно, что и В. Высоцкий вскоре стал поддерживать Конкина. Кино надо было снимать в дружелюбной атмосфере. Говорухин просил Высоцкого взять актёра-назначенца под защиту. В. Конкин даже какое-то время жил дома у Высоцкого на М. Грузинской, где они репетировали вместе.

Но стоит сказать, что для нашего гения Владимира Семёновича, такой Шарапов был выгоден. Ибо актёрский талант Высоцкого на фоне такого телёнка-муровца выглядел стократ многогранней и значимей.

Впрочем в любовных сценах Конкин был бесподобен. Его романтичные глаза искренне горели любовью к Вареньке, тоненькие пальчики лихо выплясывали по клавишам Шопена и Мурку, и зрители наплевав на правду жизни, уверовали, что такого интеллигентного офицерика с Петровки, натуральную дурилку картонную, бандиты не покромсали сразу в лапшу, напоили, накормили и пошли за ним на закланье. Народ и такого Шарапова полюбил.

Но уже когда вовсю шёл съёмочный процесс, С. Говорухин увидел рабочие материалы фильма «Экипаж», который параллельно снимался с «Местом встречи», и тут его озарило, что он упустил самого подходящего Шарапова —
Леонида Филатова. Актёр был одним из истинных «сукиных детей» с Таганки, много играл с Высоцким, и стал бы великолепным Шараповым в его фильме. И любовь бы сыграл, и интеллигентность, и бывшего разведчика-зверя, и молод был и красив.

Но, увы, поезд ушёл.

Оцените статью
«Да ты телёнок, Володь!». Страсти по Шарапову
Ловим летнее настроение и наслаждаемся новой порцией анекдотов