Малярша из Тамбова, столичный мажор и большая любовь. Но мама против!

В своё время фильм «Моя Анфиса» (1980) стал поводом для многочисленных дискуссий. Дело в том, что по сюжету

у главных героев всё самое запретное случилось буквально сразу, после шапочного знакомства. При этом сами влюблённые — вчерашние дети: парень учится в вузе, куда его устроили родители, а девушка, окончив училище в Тамбове, перебралась в Москву и работает на стройке.

Тем не менее они пытаются строить семью, правда, получается это только до момента возвращения юного героя из санатория.

Поставил фильм «Моя Анфиса» режиссёр Эдуард Гаврилов, уже очень опытный мастер. В активе Эдуарда Гаврилова были фильмы разных жанров, но предпочитал он мелодраматические сюжеты. Были у режиссёра и работы о взрослении, а в предыдущей ленте «Последний шанс» (1979) он затронул тему непростую воспитания трудных подростков. Кстати, на тех съёмках Гаврилов познакомился с двумя молодыми артистами, которых взял и в новый фильм «Моя Анфиса», но об этом позже. Снималась картина п сценарию Сергея Бодрова. Бодров тогда ещё числился в начинающих, только-только вышла комедия «Баламут», где он дебютировал как сценарист.

«Моя Анфиса» — вторая работая Сергея Бодрова, который в будущем станет очень известным российским кинематографистом.

Вкратце сюжет. Малярша Анфиса — симпатичная, бойкая, уверенная в себе, добрая и справедливая девушка, возглавляющая бригаду малярш. Во время очередного ремонта к ней, висящей в люльке на фасаде, обращается жительница одно из квартир и просит сделать ремонт. Анфиса сначала отказывается, но потом соглашается, но почему-то уже отказывается хозяйка. Чуть позже Анфиса снова заглядывает в ту же квартиру и теперь выясняется, что хозяйка и её супруг отбыли в санаторий, а дома остался их сын — студент Николай, которого Анфиса видела мельком раньше.

Николай приглашает Анфису выпить кофе, девушка отправляется в ванную, чтобы переодеться. Собственно, в ванной и происходит дальнейшее знакомство, после которого Анфиса считает себя замужней и тут же перебирается из общежития к Коле (любопытно, что с чемоданом он залезает квартиру через окно).

Так начинается семейная жизнь: Коля готовится к сессии, Анфиса трудится на стройке, заодно делает ремонт в комнате и, разумеется, полностью берёт на себя домашнее хозяйство. Будущее планируется счастливое: Коля, получив диплом педагога, намерен уехать в Африку, чтобы учить детей русскому языку (а куда ещё ехать? Не в Тамбов же!), Анфиса готова ехать с любимым куда угодно. Но пока предлагает Коле разделить её увлечение: оказывается, она на досуге прыгает с парашютом. И тут Коля проявляет слабость, Анфисе приходится разыграть спектакль, чтобы его спасти от позора. А спустя ещё некоторое время неожиданно возвращаются родители Николая, причём ранним утром, когда новоявленные «супруги» спят в обнимку. И если отец относится к ситуации с пониманием, то мама Коли ни в какую не соглашается на такой чудовищный мезальянс. Осложняет всё и то, что Коля не только провалил сессию, но и забрал документы из вуза, так что теперь нужно или устраиваться на работу, или идти в армию. Ни то, ни другое маму не устраивает Коля пытается несмело бунтовать (судя по всему, прежде за ним бунтарства не наблюдалось, он привык жить под опекой обеспеченных родителей), но ни себя, ни любимую он защитить не может. Анфиса, видя такую слабовольность, собирает чемодан и возвращается в общежитие. Но это ещё не финал.

На главные роли Эдуард Гаврилов пригласил актёров, сыгравших в его предыдущей ленте — Леонида Каюрова и Марину Левтову. Но если Марине Левтовой привычно было выступать в образе правильных девушек, то

Леонид Каюров впервые снялся в роли если уже не положительной, то, по крайней мере, не отрицательной.

Сын знаменитого актёра Юрия Каюрова, лучшего, по общему мнению, выразителя образа Ленина в советском кино, до того на экране появился трижды, и всякий раз это были персонажи малоприятные и отталкивающие. Кстати, сам Юрий Каюров тоже снялся в «Моей Анфисе», причём в роли отца Коли. И, похоже, это единственная картина, где Юрий и Леонид Каюровы появились вместе.

В роли подруги Анфисы, девушки понимающей, ничуть не осудившей Анфису за скоропалительность и во всём поддержавшей, — Марина Яковлева, строгую и властную маму Коли сыграла Нина Меньшикова.

Во второстепенных ролях Любовь Соколова, Николай Парфёнов, Александр Январёв, Алексей Миронов, Юрий Чернов.

Съёмочной площадкой для фильма стала Москва. В кадре видны и центр Москвы, и новые районы. Большая часть фильма снималась на северо-востоке столицы, который активно застраивался, но семья Коли, похоже, из числа московских старожилов, так так обитает в доме явно историческом.

Институт, где Николай учится, сыграл Институт иностранных языков, находящийся на Остоженке (тогда называвшейся улицей Метростроевской). Конечно же, попали в объектив камеры и знакомые места: Кремль, набережные, Манежная площадь. В общем, наслаждаемся Москвой, которую ещё не захватили автомобили. Во второй половине картины можно увидеть достопримечательности Каунаса и Вильнюса (в Прибалтику Анфису отправили как передовичку и чтобы она отвлеклась от расставания с Николаем).

В прокат «Моя Анфиса» вышла летом 1980 года. В отличие от мелодрамы «Школьный вальс», который сразу после премьеры не только стал киношлягером, но и нешуточно всколыхнул родительско-педагогическую среду,

«Моя Анфиса», где показали более чем просто романтические отношения совсем юных героев, причём до свадьбы, причём и сами-то Анфиса и Коля были едва знакомы,

не подняла большого шума. Возможно, дело в том, что фильм Эдуарда Гаврилова позиционировался скорей как лирическая комедия, а не драма или мелодрама, поэтому и воспринималась легче, хотя, безусловно, к моральному облику Анфисы вопросы возникали. Но в целом вышла история милая, немного поучительная, местами забавная и с теплой летней атмосферой. Наверное, к число выдающихся ленту не причислить, но вполне добротное кино. Да и тема в общем-то неустаревающая: покладистый мальчик, за которого всё решают родители, властная мама, энергичная провинциалка — архетипы вполне узнаваемые и распространённые.

В заключение могу сказать, что не увидела со стороны Коли большой любви. Анфиса точно пылко влюбилась, может, даже впервые. И вряд ли с её стороны имелся практический расчёт, для неё это была настоящая романтика. А вот Николай, пожалуй, больше играл в любовь и как-то переполз из-под маминой опеки под опеку сильной Анфисы. А какими вам показались отношения героев? У них есть будущее?

Оцените статью
Малярша из Тамбова, столичный мажор и большая любовь. Но мама против!
Как гладили одежду без утюга