Зачем Эльдар Рязанов изменил сюжет фильма «Гараж» и почему из-за этого чуть не поссорился с автором сценария Эмилем Брагинским

Наверное, многие обратили внимание на то, что сюжет фильма Эльдара Рязанова «Гараж» отличается от сценария, написанного Эмилем Брагинским. И не только в отдельных эпизодах, но и своим финалом. А так как сценарий был опубликован ещё за полгода до съёмок картины, это заметили все, кто его прочитал.

Итак, что же было изменено? И по каким причинам это было сделано?

Кое-что из фильма пришлось удалить по требованию худсовета. Об этом я напишу чуть позже. Но кульминационный финал всей истории режиссёр изменил сам. И это чуть не стало причиной его ссоры со своим другом и многолетним партнёром по творчеству Эмилем Брагинским.

По сценарию Брагинского у фильма должен был быть неопределённый финал. После всех споров и неприглядных выяснений отношений пайщики, наконец, согласились на банальный жребий. И по замыслу Брагинского, на этом фильм должен был завершиться. Потому что на кого выпадет жребий, уже было совсем неважно. По ходу собрания все участники и так красочно продемонстрировали свои настоящие лица.

Но с этим был не согласен Рязанов. Он считал, что без кульминационного финала фильм будет незавершённым. Брагинский ему отвечал, что главная идея фильма – это показать истинные лица всех героев, их трансформацию из доброжелательных коллег в циничных собственников.

Рязанов не спорил с этим, но отвечал, что без яркого финала комедия не состоится. В итоге, так и не переубедив Брагинского, Рязанов сам взялся за переписывание финала.

Итак, жребий брошен, и кто-то должен оказаться его жертвой. Но кого из этой пёстрой компании в итоге нужно исключить? Если им будет отрицательный персонаж, то получится чересчур предсказуемо и банально. Если это будет положительный герой, то его будет жалко, и комедия зрителями уже будет восприниматься как драма.

Поэтому среди членов кооператива появился новый персонаж, которого сыграл сам Рязанов. Это тихий неприметный пайщик, который мирно спал в сторонке возле бегемота. И именно его по общему согласию и отдали на заклание.

При этом Рязанов в шутку рассудил так. Дескать, зрители вряд ли расстроятся, что незаслуженно обидели тихого члена кооператива, так как его лицо сильно напоминает человека, который ведёт «Кинопанораму». А уже этот деятель без гаража точно не останется!

Но Брагинский всё равно был категорически против такого финала. Он считал, что это сдвинет акценты и изменит общий посыл фильма.

Тот, кто читал первый сценарий, наверняка заметил, что реплики и диалоги героев картины в фильме значительно смягчены, удалены грубые ругательные слова, а также изменён образ сына академика Милосердова ( по сценарии — Коромыслова) в исполнении Игоря Костолевского.

По первоначальному замыслу, это очень неприятный и циничный тип, который полностью уверен в своей исключительности. И на собрание он пришёл лишь с одной целью — узнать планы строительства гаражей.

По поводу всех разборок на тему кого исключить, он ведёт себя по принципу, мол, мне это неинтересно, и вы в этом сами разбирайтесь без меня. Себя он сразу же исключает из числа возможных кандидатов на выбывание. Больше того, ему подобное даже в голову не приходит.

И вот такой молодой циник, представитель так называемой «золотой молодёжи», даже на таком серьёзном собрании занимается привычным для себя делом – охмурением очередной симпатичной женщины. А остальное его мало заботит.

Что удивительно, первоначально сценарий был утверждён именно в такой трактовке сына известного академика. И замечаний на эту тему не было. Но когда появились первые отснятые материалы с Костолевским, которые полностью соответствовали утверждённому сценарию, члены худсовета категорически не приняли такой образ!

Главным доводом изменить или вообще убрать этот персонаж из фильма было то, что он, оказывается, оскорбляет и дискредитирует высокое звание советского академика. То есть своего отца.

По сценарию герой Костолевского вёл себя крайне заносчиво. Заскучав на собрании, он решил приударить за очередной красивой женщиной и этим скрасить своё пребывание на скучном мероприятии. Он очень модно одет, имеет светские манеры, в своем кейсе у него всегда есть бутылочка импортного алкоголя для подобных случаев. И он никого не стесняясь, тут же предлагает выпить за знакомство.

Не мудрствуя лукаво, он пытается охмурить симпатичную участницу собрания в исполнении Ольги Остроумовой. Которая, кстати, тоже является дочкой профессора.

— Где такой пиджачок рванули?

— В Сингапуре.

— Далеко!

— Далеко. Я могу сесть?

Рязанов категорически отказался убрать персонаж Костолевского из фильма. Но под давлением худсовета ему пришлось его немного «причесать». Поэтому все сцены с ним были пересняты. Из наглого ловеласа он превратился в достаточно интеллигентного молодого человека, правда, немного заносчивого, но вполне симпатичного. И в таком виде члены худсовета разрешили его оставить. И это не единственное отличие фильма от первоначального сценария.

Фильм «Гараж» был снят в рекордно короткие сроки на очень скромный бюджет. В основном только за счёт энтузиазма Рязанова. Но даже в таком «прилизанном» варианте фильм был достаточно смелым для своего времени и вызывал недовольство у многих чиновников. В том числе и у коллег Рязанова по киностудии. Так как в основу сюжета было положено реальное скандальное собрание гаражного кооператива киностудии «Мосфильм». И многие его участники узнали себя в неприглядных героях этого фильма.

Оцените статью
Зачем Эльдар Рязанов изменил сюжет фильма «Гараж» и почему из-за этого чуть не поссорился с автором сценария Эмилем Брагинским
Жестокая и щедрая судьба актёра Константина Григорьева