Кое-что о Жеглове

Не так давно я писала о том, что Владимир Конкин – идеальный Шарапов, ибо представлял собой яркую противоположность Высоцкого-Жеглова. Интеллигентный московский мальчик, пусть и прошедший суровую школу фронтовой разведки, не диссонирует, а дополняет и создаёт новые смыслы.

Но сегодня разговор о Жеглове – каким его создал Владимир Высоцкий (книжный Глеб иной, хотя бы потому что моложе). Одна из причин, по которой фильм вышел настоящим шедевром – это некоторая двойственность главного героя – он крутой МУРовец, но глядит и выглядит, как …вор в законе.

У Глеба нет дома. Вообще. Профи такого уровня и живёт в общежитии. А ему и не особо надо. Он как бы выше этого. Семьи тоже нет. Постоянная женщина? Мы видим его пассию только один раз, когда он приходит на вечер с красивой, крупной дамой, неуловимо напоминающей гражданку Волокушину — пособницу Ручечника.

Жеглов демонстративно не носит милицейскую форму. Он с презрением говорит о мундире, как о своей «домашней одежде, вроде пижамы». С ворами Глеб разговаривает на их языке и, в принципе, …на их уровне. Беседа с Манькой Облигацией напоминает общение старых друзей или несостоявшихся любовников.

У Жеглова – острая неприязнь к респектабельности. Не только к врачу Груздеву, которого Глеб ненавидит априори. Того же Соловьёва наш герой невзлюбил за «мещанство» — за то, что коллега не отдал выигрыш на общие цели. Вроде как правильно невзлюбил, но согласитесь – его товарищ добыл это не хитростью.

Обычное везение. Но! Глеб не выносит …собственность. Его стихия – бытовая бесприютность и жизнь одним днём. Подфартило? Раздай и остальное – прокутим вместе. Безусловно, Жеглов способен отдать последнее, но, кстати, воры не бывают жадными. На зоне прижимистость – грех.

Шарапов, играя уголовника и сокамерника Фокса, выглядит бездарно и жалко. И банда ему не поверила до конца. Просто выхода не оставалось. Помните, как Жеглов воскликнул что-то, вроде: «Эх, мне бы пойти!» Да нельзя – его все знают. Как он как он это сказал! Будто …сам хотел бы стать вожаком преступной группы, да всё уже – мосты сожжены когда-то очень давно.

Так хоть нырнуть в этот омут! Потусоваться в банде, а потом накрыть её. Высоцкого-Жеглова можно представить и на месте Фокса – эффектный мужчина, умеющий себя подать, а если что – ограбить и погулять с шиком. Сыграть что-нибудь из репертуара Вертинского: «Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?»

Впрочем, и на месте Горбатого с той Аней, и в качестве Ручечника – с Волокушиной. Играет на бильярде лучше Копчёного. Скорее всего, в преферанс – тоже. Да! Был в детстве беспризорником, то есть в 99 из 100 совершал противоправные действия. И сама фамилия Жеглов созвучна со словечком «жиган». Шарапов – на службе. Глеб — в своей стихии.

Легко подставляет Кирпича, ибо для жигана закон – фикция. Глебушка живёт по понятиям. Он так хорошо чувствует всяких Фоксов, что может с ними состязаться. Смотрит на них, как в зеркало. С видимым упоением перечисляет: «Она же Людмила Огуренкова, она же Изольда Меньшова, она же Валентина Панеяд». А также Элла Каценеленбоген.

Оцените статью
Кое-что о Жеглове
Один из самых неприятных персонажей в советском кино