«По собственному желанию» (1973) – простая жизненная история о былой любви.
Сюжет: Костя и Полина выросли в одном дворе, учились в одной школе. Их связывали нежные чувства друг к другу и мечты. Полина хотела стать балериной, Костя писал стихи. Он планировал поступать в литературный институт. Но к своей мечте приблизилась только Полина. Она уехала из родного города, училась, стремилась к успеху. Танцевать на сцене девушка стала, но это был не балет, а эстрада. А Костя стал кузнецом, настоящим профессионалом своего дела. На заводе его ставили в пример, ему доверяли самые сложные задания.
Влюбленные расстались на 8 лет. И вот однажды Полина в составе концертной труппы приехала в тот город, в котором последние годы жил и работал Костя. Выступление, которое прошло на территории завода, увидел Костя. Он понял, что любовь к Полине жива, чувства вспыхнули с новой силой.
Костю сыграл актер Евгений Киндинов. Это не первый образ человека рабочего класса. В фильме «Молодые», который мы обсуждали на канале, он играл строителя. В этом фильме – кузнеца.
В картине много сцен из цеха, в котором работает герой. И там Евгений выглядит достаточно убедительно. Характер персонажа тоже в полной мере раскрыт. Костя в глубине души жалеет о том, что не осуществил мечту. Он тайно продолжает писать стихи, записывает их на магнитофон, но помещает табличку «Не включать», чтобы гости его дома не слышали их. Полина озвучивает те мысли, которые посещали Костю, но эта правда его обижает. Полина называет работу кузнеца ремеслом, но Костя на этой стезе добился больших успехов, заслужил уважение коллег и начальства. Он считает себя реализованным и самодостаточным.
В фильме звучит фраза, произнесенная Полиной: «Признайся, что ты изменил призванию». А Костя отвечает: «Может просто я позже его нашел?».
Вот главная идея картины – что лучше: развивать талант и идти к мечте, или достигать высот в выбранном деле?
Полина несмотря на то, что выступает на сцене, ездит с гастролями по городам, к главной мечте не приблизилась, не стала балериной. Не хватило смелости, уверенности в своих силах. Ей кажется, что возможности упущены, ведь балерины выходят на заслуженный отдых в 38 лет. Но встреча с Костей пробуждает в ней надежду. А он, жертвуя работой, едет вместе с ней на смотр, после которого решится ее судьба. Ради того, чтобы поддержать любимую, Костя делает этот безумный, на первый взгляд шаг. Просто садиться на самолет вместе с Полиной и летит в другой город. После возвращения его ждет неприятное объяснение и ссора с начальством. На эмоциях Костя пишет заявление об увольнении. Но все заканчивается хорошо.
Полину сыграла актриса Ирина Печерникова. Образ балерины, девушки, занимающейся хореографией ей подошел идеально. Изящная, воздушная, очаровательная в кадре. Но, на мой взгляд, любовь к Косте передана недостаточно убедительно. Не создается впечатление того, что Полина испытывает сильные эмоции по отношению к Косте. Не хватает какой-то искорки.
А вот актер Александр Кавалеров смог создать на экране такой яркий харизматичный образ. Он играет ученика Кости – хулигана и непутевого юношу Петю. Но этот герой добрый и безобидный. Он искренне переживает за отношения Полины и Кости, помогает им наладить контакт. В цеху над Петей подшучивают, постоянно придумывают ему какие-то испытания, а он не обижается, легко вливается в коллектив взрослых товарищей.
Дружба в этой картине показана лучше, чем любовь. У Кости настоящие верные друзья, которым небезразлична его судьба. Даже пожилой опытный мастер дядя Миша (Борис Чирков), узнав истинную причину прогула Кости, приходит к нему домой, чтобы поговорить по душам, помочь.
В целом, получилась хорошая добрая картина. Герои – живые, яркие, со своей историей. Единственный нюанс – любовь, которая вспыхнула через 8 лет, показана как-то блекло, неубедительно. В этой линии не хватает красок.