«За двумя зайцами»: Свирид Голохвостый чем-то напоминает альфонсов и метросексуалов наших дней

Есть фильмы хорошие, а есть бессмертные. И жанр тут ни при чем. В каждом жанре – свои шедевры.

Вот, скажем, фильм 1961г. «За двумя зайцами» по одноименной пьесе Михаила Старицкого.

Пересматривать эту комедию можно бесконечно. Нисколько не надоедает. И не только, потому что прекрасно колорит показан российский конца позапрошлого века. И не только, потому что актеры превосходные, и сюжет интересный. Но и потому, что типажи там выведены самые что ни на есть вневременные.

Взять хотя бы главного героя – незадачливого цирюльника-банкрота Свирида Петровича Голохвостого. Чем ни герой нашего времени?

Не знаю, как вы, а я нередко наблюдала красавчиков молодых да разнаряженных, а уж дух от них-то – будто от целой парфюмерной фабрики. Но и это не главное. Важно другое: эти самые благоухающие и ухоженные денди зачастую обитают под крылом надежного и многоденежного содержания. В общем, альфонсы и метросексуалы – в одном флаконе.

Вот и наш Голохвостый такой. Модник и позер. Франт с большими претензиями. Изо всех сил старается одеться он с иголочки. И разговаривать старается исключительно галантно и авантажно. Благо отлично подвешен язык. Можно любую чушь молоть с уверенным видом.

Помните стилистический его шедевр: «Я вам не как-нибудь что, а что-нибудь как!»?

Кстати, почти все бесподобно смешные реплики Голохвостого придуманы режиссером фильма, Виктором Ивановым: в пьесе их нет.

Вообще, Свириду Голохвостому в чем-то и позавидовать можно: это ж надо, такая уверенность в себе! Оттого и смело убеждает всех и каждого в своей неотразимости. Просто телепатически передает почти всем окружающим мысль: «как в такого не влюбиться!».

Правда, исключения все же есть. Скажем, на «кралечку-Галечку» он все ж впечатления не производит.

Зато бедная Проня оказывается полностью во власти его чар. Всецело очаровывается несчастная дурочка этим прохвостом.

Конечно, не понимает Свирид Голохвостый, насколько он нелеп и смешон. Своим преувеличенным вниманием к собственной персоне. Своими потугами казаться завсегдатаем хорошего общества. А его стремление завладеть капиталом какой-нибудь богатенькой невесты и жить припеваючи от души, презирая ее, – и вовсе противно и гадко.

Вообще, Голохвостый этот, положа рук на сердце, – не далек, не великого ума он. Однако артистичен и жизнелюбив.

Ну и, конечно, Свирид Петрович – типаж вечный. Неискоренимый. А то, что в финале этой истории он похож на побитую собаку – ни о чем не говорит. Отряхнется – и новую жертву своей неотразимости найдет. Если всерьез не изувечат, конечно, когда-нибудь за такие-то проделки…

А, между прочим, фильм «За двумя зайцами» задумывался как сатира на метросексуалов того времени – на стиляг. Говорят, образ, манеру поведения и даже внешность Голохвостого режиссер Виктор Иванов подсмотрел у товарища своего сына: модника и франта с тонкими усиками.

К слову сказать, режиссер в роли Свирида Петровича Голохвастого видел первоначально вовсе не Олега Борисова, а знаменитого в те годы и блистательного в любых ролях Николая Гриценко. Но когда Борисов пришел на пробы в полном гриме да еще и мизансцену изобразил, сомнения отпали….

А что вы думаете об этом, дорогие читатели?

Оцените статью
«За двумя зайцами»: Свирид Голохвостый чем-то напоминает альфонсов и метросексуалов наших дней
Последняя главная роль Жан-Поля Бельмондо в кино