Из всех кинообразов влюблённых барышень и дам этот вызывает у меня наибольшее отторжение. Поэтому сегодня, вопреки вековой традиции, гнилые помидоры полетят не в интеллигентного мямлю Бузыкина, а в его пассию – до оскомины приторную, неискреннюю, навязчивую ломаку Аллочку.
Когда женщине органически не присуще чувство собственного достоинства, этот порок сказывается во всём без исключения: в том, как она себя ведёт и как держится; как относится к себе и окружающим; как очерчивает собственные и соблюдает чужие личные границы.
У перезрелой прелестницы Аллы Михайловны Ермаковой проблемы и с тем, и с другим, и с третьим. Ничуть не оправдывая Бузыкина, я, тем не менее, весь фильм искренне ему сочувствую, поскольку Алла из ипостаси обожающей болонки так резво переходит к беззастенчивому шантажу, что остаётся только удивляться.
Ну, угодила ты в роман с женатым мужчиной (хотя отношения с «женатиком» – это как безвкусное дурно сшитое платье: и жмёт в проймах, и немодно, и никому не идёт). Угодила – принимай правила игры! Нерешительный и мягкий, Бузыкин боится перемен, не хочет причинить боль жене и разрывается между двумя женщинами. Жена, тем не менее, оставляет ему пространство для манёвра и даёт возможность самому принять решение. А Аллочка, как невоспитанная левретка, постоянно крутится под ногами, скулит, потявкивает и требует внимания. Да ещё и цапнуть норовит, чуть что не по нраву.
Несмотря на то, что тема неоднократно поднималась и точка зрения любовника ей известна, продолжает капать ему на психику разговорами о ребёнке. «Как бы я хотела, чтобы у нас был ребёнок… Он бы тебя так любил! Мы бы тебя вместе ждали» – и это при том, что степень загнанности Андрея Палыча очевидна: он всё время спешит и постоянно везде опаздывает, всем должен и всем что-то обещал.
Палыч, не вздумай! Аллочка только на первый взгляд кажется милой и безобидной. Любое своё действие, знак внимания, заботу она использует как способ манипуляций, и ребёнок станет ещё одной педалью, на которую можно будет давить без устали.
Заметила оторвавшуюся пуговицу? Обязательно ткнёт в неё носом, не преминув мимоходом очернить жену: она изменяет тебе, Эн-Е твоя, раз коричневыми нитками пуговицу пришила?
Сердце закололо? Примет вид невинно убиенной жертвы и заставит преисполниться чувством вины.
Подарила красивую куртку? Обяжет тут же надеть, а если откажетесь – изобразит такую обиду, что вы, Андрей Палыч, замучаетесь бегать с валидолом, корвалолом, цветочками и извинениями.
Она ничуть не стесняется звонить женатому мужчине домой и обречённо молчать в трубку, прекрасно понимая, что вызовет подозрения жены. Но Алла Михайловна того и добивается, ей, Андрей Павлович, вас не жаль, у неё своя программа.
Начать «женатый» роман было её решением – решением взрослой, вполне самостоятельной женщины, – однако ответственность за это решение Аллочка старательно раскидывает на всех: крайним оказались не только вы, но и ваша жена, и нелепая Варвара, которая пытается урезонить разошедшуюся не на шутку даму сердца, и даже предмет неодушевлённый – часы с будильником, которые позволяют вам хоть как-то ориентироваться в хитросплетениях вашей крайне непростой и запутанной жизни слабовольного, но очень доброго, мягкосердечного и покладистого человека.
Она вас так просто не отпустит! Стоит взять паузу, как Алла Михайловна будет подстерегать вас возле института и давить на жалость, спрашивая блеющим голоском непорочного агнца: «Андрей, ты меня бросил?»
А разрыв обстряпает со спецэффектами – так, чтобы побольнее было: пришлёт с прощальным письмом влюблённого в неё Пташука в единственном расчёте на то, что появление на арене потенциального соперника сделает вас более решительным.
Настоящая Алла Михайловна Ермакова предстаёт перед нами в эпизоде с наехавшим на Бузыкина автомобилем: куда только подевался зефирный голос беспомощной милашки! Алла прёт на водителя тараном, защищая «собственность», которой в данном случае является её любовник.
Женщина-пуговица из тех, что «стоят насмерть»; диктатор, манипулятор, шантажистка, умело эксплуатирующая образ жертвы – весьма сомнительный и очень проблемный выбор. Спасайтесь, Андрей Палыч, пока не поздно.
А Аллочке стоит подумать о смене профессии. С её задатками прозябать в машинописном бюро – преступление, такой талант пропадает!
Вам бы в судебные приставы, Алла Михайловна, или в коллекторское агентство. В этих богоугодных учреждениях цены бы вам не было, поскольку играть на чувстве вины и выбивать долги – поистине ваше призвание.
А обычных людей оставьте, душенька, в покое.