«Продлись, продлись, очарованье…» (1984) — трогательная грустная история о потерянных надеждах

«Продлись, продлись очарованье..» (1984) – трогательный, пронзительный фильм о последней любви. Великолепный актерский состав, яркие живые герои, история, в которую погружаешься. Картина снята по повести В. Перуанской «Кикимора».

Сюжет: Два немолодых человека – мужчина и женщина получают шанс на счастье. Их случайное знакомство становится лучиком надежды. Он – бывший высокий начальник, привыкший быть лидером во всем. А сейчас он пенсионер, проживающий вместе с семьей дочери. Антон Николаевич уже пережил один инфаркт, проблемы с сердцем остались. Кажется, мужчина не один: гиперзабота дочери, ее неусыпный контроль, энергия жизнерадостной внучки – все это есть. Но мужчине тесно, душно, невыносимо в таких условиях. Он часто выходит из дома, не сказав близким, куда идет. Он и сам не знает, почему в душе нет покоя.

Она – «маленькая девочка» пенсионного возраста. Фантазерка, чудачка, невероятно добрый, открытый, доверчивый человек. Кроме работы и стихов в ее жизни ничего не было. А когда Анну Константиновну проводили на пенсию, она и вовсе растерялась. Чем занять себя, чем заполнить абсолютно одинокие и грустные дни. Коренная москвичка Анна Константиновна отправляется на автобусную экскурсию по городу. И так она знакомится с Антоном Николаевичем, который решает, что это та женщина, с которой хочется провести последние годы жизни. Но все не так просто.

Ия Саввина – душа этого фильма. Абсолютно точное попадание в образ. Каждый жест, взгляд, реплика – раскрытие характера героини. Скромная, живущая в своем мире, доверчивая и наивная женщина. Всю жизнь пишет стихи, а идти напролом, добиваться признания не хватает мужества. Однажды Анна Константиновна отправила в редакцию стихи, ей предложили прислать что-то еще. И этот ответ женщина восприняла, как поражение, как указание на бездарность. Других попыток она не делала.

Много лет Анна Константиновна работала корректором текстов. Коллеги считали ее чудачкой, а для многих она оставалась «невидимкой». Жила Анна Константиновна в коммунальной квартире. Соседи – семейная пара незлые, но бесцеремонные люди. Они входили в комнату соседки в любое время, общались с ней панибратски, часто ставили в неловкое положение. И все это женщина принимала со смирением.

На улице к Анне Константиновне постоянно подходили аферисты, которые рассказывали очередную слезливую историю, просили выручить деньгами. И женщина верила в эти «сказки» беспрекословно. Только удивлялась, как все эти «несчастные» люди находят ее. В юности Анна Константиновна мечтала о красивой любви. А потом уже перестала ждать. И тут в ее жизни появляется Антон Николаевич.

Статный, стройный, седовласый Олег Ефремов убедительно и точно сыграл героя. Это человек непростой. Он привык командовать, принимать решения, все контролировать. Бестактность по отношению к другим людям он не замечает. Анна Константиновна ему искренне понравилась, в ее присутствии герою тепло, душевно, спокойно. Но бестактность проявляется и по отношению к ней. В фильме это хорошо показано в момент, когда Антон Николаевич привозит женщину на заброшенную дачу. Анна Константиновна к встрече готовилась, сделала красивую прическу, подобрала платье и туфли на высоком каблуке. А он вручает ей веник и этим прямо указывает на то, что неплохо бы сделать уборку на даче.

И когда Анна Константиновна, как всегда безропотно, берется за это, то он еще рассказывает о том, какая красивая и чудесная была его жена-пианистка, что Анна Константиновна совершенно не нее непохожа. Бестактность, но героиня этого, словно, не замечает. Она, в принципе, не может обидеться на кого-то.

Тем не менее, пожилые, по разным обстоятельствам одинокие люди, тянуться друг у другу. Вместе им интересно. Это не любовь в широком смысле слова, но что-то теплое, родное, нужное им обоим.

Но тут в ситуацию вмешиваются близкие Антона Николаевича. Его дочь – властная, принципиальная, сильная женщина даже не может допустить мысль, что отец хочет какого-то своего, отдельного и независимого счастья. Татьяну сыграла Алефтина Евдокимова. Зятя – равнодушного человека, далекого от семейной драмы мужчину сыграл Владимир Мащенко. Внучку – юная Марина Яковлева.

Все семейство приезжает на дачу, где Антон Николаевич и Анна Константиновна хотели вместе провести время. Некрасивая сцена, выяснение отношений, как итог – сердечный приступ у Антона Николаевича. Анну Константиновну в вежливой, но безжалостной форме просто выставляют за дверь, не дав возможности даже поговорить с Антоном Николаевичем.

Очень грустный финал, в который не хочется верить. Фильм потрясающий по накалу эмоций, хотя выдержан он в мягкой спокойной тональности, с атмосферой поэтичности. Но героям сопереживаешь.

Хочется также отметить игру актрисы Инны Ульяновой. Она сыграла единственную подругу в жизни Анны Константиновны. Фаина бойкая, пробивная, общительная – абсолютная противоположность Анне. Но она душой болеет за подругу, знает, какие стихи пишет Анна, хочет, чтобы эти стихи услышали люди. Единственное выступление в совхозе организовала именно Фаина. И хорошо, что в жизни героини есть такой человек.

Оцените статью
«Продлись, продлись, очарованье…» (1984) — трогательная грустная история о потерянных надеждах
Забавные киноляпы в любимых советских фильмах, которые многие не заметили