«Место встречи изменить нельзя» — лучшая криминальная советская киносага советского периода. Картину о борьбе Жеглова и Шарапова с бандой «Черная кошка» презентовали 11 ноября 1979 года.
Многосерийная кинолента отличается прекрасной режиссерской, операторской и актерскими работами. Это одно из лучших творений Станислава Говорухина, а также лучшая и последняя работа Владимира Высоцкого.
Сценарий «Место встречи изменить нельзя» написан на основе книги братьев Вайнеров «Эра Милосердия», однако имеет несколько принципиальных отличий от первоисточника. Связано это не только с тем, что в киносагу просто невозможно было поместить всех героев и все эпизоды книги, но и с тем, что Говорухин хотел создать самостоятельное произведение с собственным видением противостояния милиции и банды.
Ключевую сцену с убийством Левченко снимали в районе Полянки (вход в продуктовый магазин), внутренний двор – рядом с Яузской улицей. Левченко бежит в сторону проема между стеной и домом на Серебрянической набережной, где его все равно поймали бы на автомобиле, так как укрыться там негде.
При этом, в романе герой направлялся в сторону заборов, за которыми тянулась полоса отчуждения у Ржевской железной дороги. Там бы машина не проехала. Если бы поехал поезд, то Левченко бы легко скрылся.
В фильме «Место встречи изменить нельзя» Жеглов стреляет в Левченко из своего пистолета, в книге «Эра Милосердия» — из винтовки, которую он взял у конвойного милиционера.
Далее в книге идет перепалка между Жегловым и Шараповым. Она частично отражена в фильме. Но ключевую фразу из этого напряженного диалога все-таки убрали.
— Убил и не жалею об этом, потому что он бандит, — говорит в сердцах Жеглов.
— Мне кажется, тебе нравится стрелять, — произносит Шарапов, понимая, что не может больше работать со своим старшим напарником.
Почему из фильма убрали слова о том, что Жеглову нравится стрелять? Потому что он –советский милиционер, а тут зритель может подумать, что ему просто нравится убивать людей. Нельзя наводить тень на героя, хоть и с отрицательным оттенком, поэтому эту фразу Шарапова исключили из сценария.
Глеб Жеглов остался в памяти зрителей народным героем.