«Жестокий романс»: Карандышев – это сам драматург Островский

Да, да, именно так и обстоит дело.

Фигура незадачливого Карандышева напрямую связана с русским драматургом Александром Николаевичем Островским, которому мы отметили в этом году 200 лет.

Почему так? А все просто.

У молодого Островского была в жизни ровно такая ситуация, как и у Карандышева. Несчастная, без взаимности любовь к яркой, фактурной женщине. Которая и на гитаре играла, как Лариса, и была мечтой для мужчин, и душой общества. Правда, в отличии от бесприданницы, она была известной актрисой. Звали ее – Любовь Никулина-Косицкая.

Безумно влюбленный Островский выражал свои чувства к этой женщине в самых наивысших для писателя проявлениях – писал для нее пьесы. И, между прочим, Любовь Никулина-Косицкая по-настоящему заблистала на московской сцене именно благодаря главной роли в знаменитой «Грозе».

Вряд ли актриса сама любила драматурга. Но чувства его принимала благосклонно.

Однако история эта продолжалась недолго. Вскоре Никулина-Косицкая по-настоящему увлеклась молодым купцом. И устремилась за ним неведомо куда.

И вот тогда светлое чувство превратилась для Александра Николаевича в страдание, унижение. Да что там, в настоящий душевный ад! Островский писал любимой письма, умолял одуматься, вернуться… Даже преследовал. Отправлялся за ней на гастроли, ждал после спектаклей… Но все было напрасно

Кстати, для актрисы, как и для героини «Бесприданницы», все закончилось плачевно. Любовник, прокутив свое состояние, обобрал ее до нитки . А потом исчез. Умерла знаменитая актриса в полнейшей нищете. Но к Островскому так и не вернулась, помощи от него не приняла.

Есть все основания утверждать, что любовь эта так и осталась кровоточащей раной в душе Александра Николаевича Островского. Через несколько лет после всей этой истории он написал «Бесприданницу». И, между прочим, поначалу главным героем этой пьесы был именно отвергнутый господин Карандышев. Это потом Островский отошел от своего замысла, выдвинув на первый план Ларису и Паратова.

Ну, и при чем же здесь фильм Эльдара Рязанова? А очень даже при чем.

Эльдар Александрович Рязанов не только режиссер «Жестокого романса», но и сценарист. И, будучи настоящим профи, уж будьте уверены, он был прекрасно осведомлен и о биографии Островского, и о замысле «Бесприданницы».

Потому и небогатый почтовый чиновник Юлий Капитонович Карандышев в фильме получился фигурой неоднозначной. Но очень запоминающейся.

И к тому же – с совершенно конкретной отсылкой к молодому Островскому. Андрей Мягков даже внешне похож на него.

Да и, вообще, если присмотреться, Карандышев – ключевой персонаж в фильме.

Он и жалок, и трагичен одновременно. Он нелеп, смешон, и в то же время величественен. Потому что именно он разрубает в финале фильма гордиев узел проблем, которые понакрутили другие герои.

Оцените статью
«Жестокий романс»: Карандышев – это сам драматург Островский
«Смятение чувств» — шедевр или халтура?