Киноработу Иосифа Хейфеца «Дело Румянцева» (1955) относят к жанру детектива, хотя, острый сюжет с поимкой жуликов здесь не самое главное. Точнее вообще не главное. Это – социальная драма о Добре и Зле.
Здесь — настоящие и мнимые друзья; преступная группа, состоящая из бывалого «сидельца» и вроде как добропорядочных граждан; тут же — вершители порядка из ОБХСС – и они тоже неоднозначны; послевоенная безотцовщина – в этом фильме слишком многое сказано.
Да, и, конечно же, любовь – как же без неё? В центре внимания – идеальный советский парнишка, шофёр Саша Румянцев (Алексей Баталов), нежданно-негаданно ставший пособником расхитителей.
Эта история о том, что каждый человек может очутиться в сложной, да ещё и в криминальной ситуации, а задача органов – отделить зёрна от плевел. Итак, Саша решает подвезти симпатичную Клаву (Нелли Подгорная), а потом — вместе с ней — попадает в дорожно-транспортное происшествие.
О, нет, Румянцев не отвлекся на амурную болтовню, а спасал ребёнка, выбежавшего на дорогу, и потому крутанул баранку сильно вправо. И …угодил в стену. Клава оказалась в больнице, а Румянцев, хотя и не был виноват, но был замечен, как нарушитель.
Попутчиков брать не разрешалось, и его «взял на карандаш» начальник отдела эксплуатации – Корольков (Николай Крючков). Зачем? А чтобы при случае использовать в своих махинациях. Совестливого человека легче всего использовать – чувство вины самая простая зацепка.
Румянцева легко морочат, поручив ему доставку некоего груза. В результате парень оказывается в кабинете ОБХСС. Сначала его допрашивает «плохой» следователь, видящий в Румянцеве преступника, а затем – «хороший» Афанасьев, с плакатной внешностью (Сергей Лукьянов).
Разумеется, парень оправдан, а зло наказано. Эффектен диалог следователя со старый жуликом Шмыгло – о том, как в 1924 году в городе Одессе молодой-красивый Афанасьев арестовывал не менее шикарного Шмыгло. Эх, были денёчки!
Больше того, нам показывают, что зло бывает многолико и даже …симпатично. До поры до времени. Так, милейший увалень Миша Снегирёв (Евгений Леонов) показывается себя трусливым предателем.
Такие приятные люди встречаются повсеместно – будут улыбаться, а, когда наступает момент истины, быстро линяют. Причём, тот Миша не гад – он банальный трус. Он честно говорит, что не хочет впутываться в криминальную историю.
Вторит ему и девица Нонна (Инна Макарова) – эталонная фря в стиле пин-ап. Дескать, нечего трогать честных людей – нас там не было. (В своё время читала истории коллаборационистов, так идейных перебежчиков был малый процент – основная масса сделала это из чувства страха).
Да. Зло бывает разным. Вот обычная мадам той эпохи – тётка Клавы. Вроде бы ничего ужасного не делает и никого не предаёт. Но она целыми днями пилит девушку, пытаясь задеть. Говорит, что Румянцев её бросил и у него таких, как она – вагон и маленькая тележка.
С другой стороны, мы видим, как раскрывается в человеке добро – в неказистом и простоватом человеке. Павел Евдокимов (Геннадий Юхтин) честно говорит, что несчастлив в отношениях и не может создать семью. Тогда он берёт опеку над детдомовским Сашкой, дабы воспитать его, как брата.
Сцены, где мальчик наконец-то осознаёт, что он теперь не один, вызывают слёзы даже теперь. По сути, этот фильм о том, что наша жизнь — это сплетение добра и зла, причём, эти явления часто бывают скрыты от глаз, а дело Румянцева – частный случай. Но – показательный.