«Утоли моя печали» (1989) – фильм, пропитанный перестроечным духом, создающий впечатление беспросветности. Менялась страна, менялась жизнь людей. На примере героев, каждый из которых по-своему интересен, мы видим общее настроение тех времен.
Сюжет: Борис и Люба – супружеская пара, переживающая кризис. Накопилось много претензий и обид. Они и вместе быть не могут, но и врозь испытывают чувство потерянности. Родители забывают о сыне Жоре, который все больше отбивается от рук. Супруги хотят разменять квартиру, окончательно разъехаться.
Борис хочет переехать в комнату коммунальной квартиры, в которой живет мудрая и добрая пожилая женщина Марья Николаевна. Она искренне любит соседей, большая часть из которых люди непутевые, потерявшие ориентир в жизни. Она привязана к вещам, в которых теплится дух прекрасной юности. На обмен она согласилась лишь ради сестры. Но потом пожалела о своем решении.
Познакомимся с героями поближе. Борис и Люба – актеры Сергей Колтаков и Елена Сафонова. Они эмоциональные, конфликтные, не терпимые друг к другу. Любая попытка поговорить заканчивается шумной ссорой, а то и дракой. Люба считает Бориса неудачником. Но кто в своем уме может уволиться с хорошей работы и поступить на заочный факультет в училище культуры? Какая культура в разрушающейся стране? Так считает Люба.
А Борис переживает кризис среднего возраста. Он чувствует, что попал в какую-то западню. Рушится семья, рушатся его личные надежды. Он не может быть с женой, но продолжает ее ревновать, выслеживать, устраивать сцены. Переезд Борис считает спасением.
Жители большой, но запущенной коммунальной квартиры несчастные люди. Это Марья Николаевна, которую блистательно сыграла Варвара Сошальская. Тихая, добрая, сумевшая сохранить милосердие старушка. Она ко всем относится доброжелательно. Дает приют неформальной девушке Эле (Светлана Воронина), которая ждет ребенка от такого же неформального и ненадёжного парня. Марья Николаевна говорит с девушкой по душам, дарит ей иконку «Утоли моя печали», искренне расстраивается, когда Эля избавляется от ребенка.
Катерину и Эдуарда – еще одних жильцов квартиры сыграли Ирина Резникова и Андрей Болтнев. Они бывшие супруги, которые расстались после 5 лет совместной жизни. Эдуард – алкоголик, пропавший человек. Протрезвев, он пытается выяснить отношения с бывшей женой, которую продолжает любить. Эдуард говорит о том, что в его жизни, начавшаяся с детского дома, не было ничего светлого, кроме Катерины. А она просто устала от этой ситуации. Она то прогоняет мужа, прячется от него, то вместе с ним распивает спиртные напитки.
Григорий Иванович – скользкий, хитрый, неприятный тип. Заглядывается на молодых женщин, высмеивает нынешнее поколение, провоцирует конфликты. Этого героя сыграл актер Константин Воинов.
В коммунальной квартире есть положительная семья – Зоя, ее муж и две очаровательные девочки. Но они – равнодушные наблюдатели. На жизнь соседей смотрят, словно, издалека, не проникаясь чужими проблемами.
Если картину смотреть поверхностно, то не увидишь ничего, кроме грязи, разрухи, постоянных конфликтов странных людей. Даже коммунальная квартира показана в самом неприглядном виде.
Но, если задуматься, в этом фильме показано то, что происходило со страной в перестройку. Прошлое – это Марья Николаевна с ее добротой, искренностью, какой-то стабильностью. Настоящее – это Борис и Люба, Катерина и Эдуард. Тут потеря надежды, растерянность, желание какой-то стабильности, неуверенность в завтрашнем дне, моральная усталость.
Будущее – это Жора, сын Бориса и Любы. Мальчик в картине слоняется, как неприкаянный. Родители забывают о нем, решая свои проблемы. Жора то примкнется к отцу, то пытается понять мать, то проводит время в странной коммунальной квартире. В 1989 году еще никто не знал, каким будет будущее страны, как перемены обернутся для нового поколения. Поэтому Жора то хулиган, по которому ремень плачет, то несчастный ребенок, которого хочется пожалеть.
В фильме много метафор, отсылок к происходящему в стране в тот период. Например, момент, когда пьяный Борис пришел на зачет по танцу в училище культуры. Пожилая преподавательница предлагает станцевать русский народный танец. А Борис эмоционально говорит о том, что русского ничего не осталось, неужели все слепые? Выслушав эту тираду, преподавательница удивленно заявляет: «Ну почему в России правду ищут только в пьяном виде?».
Картина создает мрачное впечатление, но она снята на злобу дня. И в ней есть смысл, который можно уловить, понять то, что хотели сказать режиссеры Виктор Прохоров и Александр Александров.