«Позови меня в даль светлую» — выстраданный фильм Василия Шукшина, снятый после его смерти

Известно, что этот фильм очень хотел снять сам Шукшин. Сценарий он написал ещё задолго до своих знаменитых картин «Печки-лавочки» и «Калина красная». Но отложил на несколько лет.

Как считал известный библиограф Шукшина Виктор Горн, главную женскую роль в будущем фильме он написал для своей супруги Лидии, но той еще нужно было немного «повзрослеть» для главной героини. И не только в плане возраста (это легко могли сделать гримёры), но и по своему внутреннему мировосприятию.

Вообще, «шукшинский кинематограф» это отдельная большая тема в отечественном кино, которая сегодня ещё недостаточно раскрыта. Известно, что для своих фильмов он подбирал исполнителей не по актёрским способностям артиста сыграть роль конкретного персонажа, а по его внутренним убеждениям, по его личному восприятию своего героя. И если не было гармонии актёра как личности со своим персонажем, то такого исполнителя он не привлекал. Даже если тот был признанным мастером своего дела.

Шукшин не терпел на съёмочной площадке лицедейства в любой форме, как бы искусно оно не было сделано. Он требовал от актёра полного погружения в свой образ до самого конца, «до печёнок». И пока этого не добивался, не снимал ни одного кадра. Именно поэтому «актёрская команда» Шукшина была небольшой. И в неё входили только те люди, который режиссёр хорошо знал лично.

По воспоминаниям Лидии Николаевны, завершив сценарий фильма «Позови меня в даль светлую», он позже периодически возвращался к нему, чтобы что-то подправить. И так в течение нескольких лет. Это говорит о том, что он постоянно думал о будущем фильме. Но судьба распорядилась иначе, и Василия Шукшина не стало слишком рано.

Уже после смерти писателя сценарий «Позови меня в даль светлую» попал в руки Германа Лаврова. В середине 70-х годов он был достаточно известным кинооператором и успел поработать с такими знаменитыми режиссёрами, как Михаил Ромм, Михаил Швейцер, Василий Ордынский и др. Именно он был кинооператором новаторского во всех смыслах фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года».

Вместе со своим другом, актёром Станиславом Любшиным, Лавров добился утверждения сценария на киностудии «Мосфильм» и в 1976 году они приступили к съёмкам фильма.

На главную роль, как и планировал Шукшин, они пригласили Лидию Николаевну, а главную мужскую роль сыграл сам Любшин.

Картина о любви. Вернее, об её отсутствии в жизни ещё совсем не старой женщины, которая уже обожглась с мужем-пьяницей и очень опасалась повторения подобной истории. Ей казалось, что пьянство – это единственное зло, которое может сломать семью и сделать всех несчастными. Но оказалось, что есть и непьющие мужья, которые не приносят счастья.

В картине помимо Федосеевой-Шукшиной и Любшина снялись замечательные артисты: Михаил Ульянов, Иван Рыжов, Алексей Ванин, Мария Виноградова и другие.

История глубоко философская, хотя сам Шукшин не любил подобные определения. Он всегда пытался очень простыми и понятными средствам вскрыть вечные темы человеческих взаимоотношений. Это начинаешь понимать только с годами, к сожалению. Поэтому призываю всех – читайте и перечитываете Шукшина снова и снова. И уверяю вас, что вы откроете для себя много нового даже в тех произведениях, которые вроде бы вам уже давно знакомы.

Возможно, что этот фильм получился не таким, как его видел сам Василий Макарович. Но он получился. И совсем неслучайно в 1977 году завоевал «Гран При» на кинофестивале в западногерманском Майнгейме, где к советским фильмам всегда было предвзятое отношение. Потому что фильм о том, что понятно и близко всем людям. И там, и у нас.

Оцените статью
«Позови меня в даль светлую» — выстраданный фильм Василия Шукшина, снятый после его смерти
Петр Глебов: Григория Мелехова в нем увидел сам Шолохов