Три одинаковых несчастья произойдут в разные годы и в разных местах и сведут в могилу трех женщин на этом снимке. Майю Булгакову наверняка узнали все любители отечественного кинематографа, а вот с остальными, не менее именитыми персонами, могут возникнуть трудности.
Крайняя слева – актриса, «королева эпизодов» в советском кино, из тех, кого помнят в лицо по многочисленным фильмам, но не всегда знают по имени.
Справа – знаменитые супруги-кинорежиссеры, фильмы которых стали классикой национального кинематографа. Причем работали они по отдельности. Но, к сожалению, постановщики остаются за кадрами своих картин, и зритель обычно их не знает в лицо, тогда как, прекрасно помнит фамилии.
Мы расскажем обо всех четырех легендах советского кино, а начнем с объяснения того, где и когда была сделана эта фотография.
С 11 по 14 мая 1976 года в Москве, в Большом Кремлевском дворце, состоялся 3-й съезд Союза кинематографистов СССР. Это общественная организация, созданная в 1965 г., объединяла всех советских людей, чья профессия была связана с кинематографом.
«Корочку» члена Союза имели и всеми любимые звезды экрана, и начинающие дебютанты, и «бойцы невидимого фронта» (сценаристы, операторы, художники-постановщики и т.д.), и даже киноведы из научных изданий. Кроме всего прочего членский билет открывал его обладателю доступ на премьерные и закрытые показы, пускал на кинофестивали и в рестораны Домов кино Москвы и союзных республик.
В 1976 году среди делегатов съезда было много узнаваемых лиц. Некоторые впервые посещали Кремль, а потому спешили запечатлеть себя на память в императорских интерьерах. И вот в какой-то момент на лестнице, скорее всего, случайно, встретилась и эта четверка. Могли ли они представить, что их всех ожидает?
ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВА
Крайняя слева, в традиционном платье и пуховом платке.
Заслуженная артистка РСФСР (1969).
Валентина Дубина (ударение на второй слог, Владимировой она станет после замужества) родилась 22 ноября 1927 года в Кировоградской области Украины.
Выпускница звездного курса актерского факультета ВГИКа 1955 года. Среди ее однокурсников Юрий Белов, Майя Булгакова, Валентина Березуцкая, Изольда Извицкая, Татьяна Конюхова, Маргарита Криницына, Руфина Нифонтова, Надежда Румянцева, Геннадий Юхтин и др.
С 1955 по 1989 гг. Валентина Харлампиевна сыграла в 101 художественном фильме, и в большинстве лишь эпизоды. Были и большие роли, например, в телесериале «Угрюм-река» (1968). А вот по-настоящему главную роль, актриса так и не получила. Не тот типаж.
С молодых лет ее героини – это обычные женщины, которых ты видишь каждый день. Соседка по подъезду или попутчица в транспорте, продавщица в магазине или школьная учительница, чья-то мама, тетя, бабушка…
Вот только самые известные картины, в которых блистала Валентина Владимирова:
«Простая история» (1960), «Председатель» (1964), «Не забудь… станция Луговая» (1966), «Виринея» (1968), «Старики-разбойники» (1971), «Тени исчезают в полдень» (1973), «Старая крепость» (1973), «Любовь земная» (1974), «Белый Бим Черное Ухо» (1976), «Молодая жена» (1978) и др.
Валентина была замужем за оператором Валерием Владимировым (1923-1990), вместе они работали на съемках фильма «Весна на Одере» (1967). У них выросла дочь. В середине 80-х муж пережил инсульт, и актриса посвятила всю себя тяжелобольному супругу. Практически перестала сниматься в кино, стала сиделкой для любимого мужчины, помогала ему проходить реабилитацию.
Вместе они победили болезнь, Валерий Борисович смог вернуться к нормальной жизни, но нелепо погиб в автокатастрофе 13 июня 1990 года. Ему стало плохо за рулем.
Гибель мужа подкосила Валентину Владимирову.
Кино ее больше не интересовало, Москва тоже. Актриса переехала за город и стала жить затворницей на даче. Общалась лишь с дочерью и соседями.
23 марта 1994 года ее нашли сидящей за столом, положившей голову на руки. Актриса уснула навсегда. Сердечный приступ.
Ей шел 67-й год.
МАЙЯ БУЛГАКОВА
Вторая слева на фото
Народная артистка РСФСР (1977). Родилась 19 мая 1932 года в Киевской области, девичью фамилию Булгакова не меняла, несмотря на четыре замужества.
Однокурсницы Валентина Владимирова и Майя Булгакова – настоящие «королевы эпизодов» в советском кино. Вместе они и дебютировали на экране в эпическом фильме «Вольница», снятом в 1955 г. Причем в этой же картине свои первые или одни из первых ролей в кино сыграла половина их звездного курса ВГИКа.
Нередко обе актрисы встречались на съемочных площадках разных фильмов. Например, в мини-сериале «Варькина земля» (1969) Булгакова и Владимирова сыграли родных теток главной героини.
У Майи Григорьевны в карьере есть и главные, и многочисленные большие роли второго плана. Ну, и, конечно, она обладала совершенно необычной внешностью, которая врезалась в память любого зрителя, после того, как он первый раз видел актрису на экране. Одни считали актрису писаной красавицей, другие утверждали, что она совершенно некрасива.
За 40 лет Майя Булгакова сыграла в 161 одном фильме, причем ее последняя работа – детская лента «Домовик и Кружевница» (1995) вышла через год после преждевременного ухода.
Все ее роли также невозможно перечислить, вот только некоторые, самые известные фильмы:
«Хождение по мукам» (1959), «В огне брода нет» (1967), «Преступление и наказание» (1969), «Строговы» (1976), «Женитьба» (1977), «Приключения Электроника» (1979), «Цыган» (1979), последнее «Следствие ведут Знатоки» (1989).
И особо стоит фильм режиссера Ларисы Шепитько «Крылья» (1966), где Майя Булгакова исполнила главную роль бывшей военной летчицы, которая так и не смогла найти себя в мирной жизни.
Она могла бы еще долго сниматься в кино, если бы не кончина любимого человека и не автомобильная авария. В июле 1994 года ушел из жизни ее четвертый муж, австрийский коммунист Петер Добиас. Вместе они прожили 16 лет. Майя Григорьевна сильно переживала, но от кино и от встреч со зрителями не отказывалась.
1 октября 1994 года Майя Булгакова с коллегой Любовью Соколовой ехали по московским улицам на очередное выступление. На полном ходу машина врезалась в столб. Водитель без шансов, обеих актрис отправили в реанимацию в бессознательном состоянии.
Любовь Соколова смогла выкарабкаться. Она прожила еще 7 лет и продолжала активно сниматься в кино.
Майя Булгакова в чувство так и не пришла. После недельной комы ее не стало 7 октября. Актрисе шел 63-й год.
ЛАРИСА ШЕПИТЬКО и ЭЛЕМ КЛИМОВ
Супруги-кинорежиссеры, на фото справа.
Она появилась на свет 6 января 1938 года в печально известном сегодня городе Артемовск (Бахмут) Донецкой области. Он родился 9 июля 1933 года в Сталинграде. Оба закончили режиссерский факультет ВГИКа, причем будущая жена, хоть и младше по возрасту, училась на три курса старше будущего мужа.
В 1963 году Лариса Шепитько сняла свой первый фильм «Зной». Среди помощников молодой женщины-режиссера оказался студент Элем Климов. Через два года они расписались. Причем к тому времени муж снял свой громкий дебют – «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964). У супругов родился сын, а в 6 лет мальчик остался без матери.
Их творческие карьеры развивались самостоятельно, независимо друг от друга. Элем Климов вошел в историю отечественного кинематографа как автор одного из лучших детских фильмов и одного из самых пронзительных военных фильмов («Иди и смотри», 1985). А еще он снял, фактически запрещенные советской цензурой комедию «Похождение зубного врача» (1965) и историческую драму о Григории Распутине «Агония» (1981).
Ровно через 10 лет после того самого снимка, о котором мы ведем рассказ, в мае 1986 году на 5-м съезде Союза кинематографистов Элема Климова изберут главой этого самого Союза. Именно благодаря ему в позднесоветском кино сначала будет ослаблена, а потом полностью исчезнет какая-либо цензура. Не только политическая, но и художественная. Что приведет к рассвету т.н. «кино не для всех» и оголтелой «чернухи» в конце 80-х.
Лариса Шепитько прославилась двумя картинами. Уже упоминавшимися «Крыльями» и военной драмой «Восхождение», которая первым из отечественных фильмов получила главный приз Берлинского кинофестиваля, одного из трех самых значимых в мире. Ну и заодно и главный приз 12-го Всесоюзного кинофестиваля, который проходил в СССР ежегодно.
Также в карьере режиссера новогодний мюзикл «В тринадцатом часу ночи» (1968) со звездным актерским составом и психологическая драма «Ты и я» (1971).
В конце 70-х гг. Лариса Ефимовна стала готовить экранизацию знаменитой повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Написала сценарий, собрала съемочную группу, искала места для натурных съемок в окрестностях озера Селигер Калининской (Тверской области). В актерский состав вошла и Майя Булгакова, исполнившая одну из ролей второго плана.
Рано утром 2 июля 1979 года Лариса Шепитько, оператор Владимир Чухнов (вместе они работали на фильме «Восхождение»), художник-постановщик Юрий Фоменко и два ассистента выехали на служебной «волге». Планировали осмотреть местность в округе.
Скорее всего, водитель, и, наверное, все пассажиры, просто заснули в дороге. Накануне съемочная группа засиделась допоздна. «Волга» неслась по Ленинградскому шоссе, выскочила на встречную полосу и на полной скорости влетела в грузовик с кирпичами. Никто не выжил.
Ларисе Шепитько шел 42-й год.
Начатый фильм доснимал вдовец. При этом Элем Климов изменил название на просто «Прощание». Прощание со своей любимой супругой. Больше он так и не женился.
А мы еще раз вернемся к той самой случайной фотографии со съезда Союза кинематографистов 1976 года:
Три женщины и две из них, Лариса Шепитько и Майя Булгакова, разбились в ДТП. Еще одна автокатастрофа свела в могилу Валентину Владимирову.
Элем Климов после «Иди и смотри» так и не снял ни одного фильма. Летом 2003 года у классика советской режиссерской школы начались проблемы со здоровьем. 11 сентября он впал в кому, врачи поставили неутешительный диагноз гипоксия мозга – нарушение снабжение кислородом.
Как когда-то Майя Булгакова, Элем Германович в сознание больше не пришел. Его не стало 26 октября 2003 года в возрасте 70 лет.