Леонид Гайдай — мастер комедии. Он всегда тщательным образом подбирал актёров на роли. Ему хотелось, чтобы они не просто снимались, но и жили на экране. Однако, некоторые из звёзд кино после успеха так и не смогли оправиться.
Неизвестный грузинский актёр
Леонид Гайдай долгое время мечтал экранизировать «12 стульев». Определённые причины мешали режиссёру это сделать. Несколько раз бросая эту идею, он возвращался к ней снова. Когда звёзды сошлись, Леонид Гайдай понял, что отступать точно не будет. Начались кастинги.
Конечно, на главную роль пробовались настоящие звёзды, но Остап Бендер ни у кого не получался. Ближе всего был Владимир Высоцкий. Только перед съёмками актёр запил. Гайдай решил, что такое сотрудничество его не устраивает. Режиссёр был всегда строгим и принципиальным. Он не терпел актёров, которые им пренебрегали.
В итоге на роль утвердили Александра Белявского. Однако, ни начальству, ни самому Гайдаю не понравились его пробы. Всё решил случай. Неожиданно режиссёру сообщили, что в местном театре грузинский актёр играет в постановке «Золотой телёнок». Так судьба свела Леонида Гайдая и Арчила Гомиашвили.
Этот человек не играл Остапа Бендера, он жил, как «великий комбинатор». В молодости Арчил вёл довольно активную и буйную жизнь. За свои криминальные действия он был осуждён несколько раз. Такой Остап Бендер и нужен был режиссёру. После премьеры Арчил Гомиашвили проснулся знаменитым, хотя на съёмках с ним было трудно. Он спорил со всеми, импровизировал, старался доказать свою позицию.
Больше всего актёра обидел тот факт, что его озвучил другой человек. А ведь об этом должны были предупредить заранее. Гомиашвили позвонил Гайдаю и довольно грубо ему всё высказал. А тот ответил не менее жёстко. Так они поругались и не разговаривали около пяти лет. И только новые «12 стульев» Марка Захарова помирили враждующие стороны.
Актёр и режиссёр ополчились на новую экранизацию великого произведения. Сам Арчил Гомиашвили переехал в Москву. И хотя карьера у него не складывалась, он смог неплохо заработать и прилично увеличить своё материальное состояние.
«Знойная женщина, мечта поэта…»
Не менее долго Леонид Гайдай не мог определиться и с актрисой на роль мадам Грицацуевой. Среди кандидаток были Нонна Мордюкова и Галина Волчек. Но, когда к звукооператору Владимиру Крачковскому пришла на работу жена, у режиссёра не осталось сомнений. Это она.
Наталья Леонидовна на тот момент снималась в фильмах, однако, все роли были эпизодическими. Только предложение Гайдая актриса приняла без особого энтузиазма. Героиня романа ей не нравилась. Только муж смог уговорить Крачковскую. Мадам Грицацуева настолько полюбилась зрителям, что так и осталась ей на всю свою жизнь.
Режиссёры не видели в Крачковской трагической актрисы. Только Гайдай мог раскрыть её актёрский талант. Наталья Леонидовна не боялась трудностей. Съёмки погони в «12 стульев» заняли определённое время. Актрису не кем было заменить, поэтому все трюки она выполняла самостоятельно.
А в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» она даже рисковала своей жизнью, перелазила с одного балкона на другой, только бы оправдать надежду режиссёра и понравиться зрителям. Наталья Леонидовна всё ждала своего звёздного часа и серьёзной роли, но так и не дождалась.
«Спортсменка, комсомолка и просто красавица»
Примерно такая же творческая жизнь ожидала Наталью Варлей. На роль красавицы Нины в «Кавказской пленнице» пробовались многие известные актрисы, но героиня была также спортсменкой, которая лазила по горам и ныряла в ледяную воду. Не каждая актриса на такое согласится.
Наталья Варлей до съёмок у Гайдая работала в цирке, для неё эти трюки не стали чем-то сверхъестественным. Девушка проснулась знаменитой после премьеры фильма, но счастья у неё не было. Во-первых, она обиделась на Леонида Гайдая из-за озвучки героини. Он неожиданно поставил девушку перед фактом, что голос Нины будет Надежды Румянцевой. Так ещё и песню о медведях спела Аида Ведищева, хотя у Варлей это получалось не хуже.
Всю свою творческую жизнь актриса пыталась уйти от данного образа. Отчасти ей это удалось. До сих пор зрителям нравится Панночка в фильме «Вий». Леонид Гайдай понял, что обидел Наталью. Режиссёр позвонил и извинился. А делал он это нечасто, ведь был довольно гордым человеком. Наталья Варлей — красивая актриса, которая старалась доказать свою разноплановость. К сожалению, личная жизнь женщины тоже не сложилась.
Великая троица
Когда на экраны вышла картина «Самогонщики», вся страна влюбилась в «Балбеса», «Труса» и «Бывалого». Исполнители этих ролей настолько реалистичны были на площадке, что даже животные им верили. Например, в фильме «Пёс Барбос и необычный кросс» собака невзлюбила Евгения Моргунова. Она всегда старалась укусить актёра. Поэтому ему приходилось быстро от неё убегать.
Евгений Моргунов с юности был выдумщиком и бесстрашным человеком. Он настолько мог повести себя наглым образом, что даже отправил письмо Сталину с просьбой пристроить его в театральное училище. Парень своего добился.
Он попал на факультет великого Сергея Герасимова, и первая его работа была в картине этого режиссёра — «Белая гвардия». Зрители сейчас могут не узнать там актёра. В молодости он был высоким и стройным красавцем. Но сахарный диабет оказал негативное влияние на внешность Моргунова. Зато с боевым характером ничего не случилось.
Работать с Леонидом Гайдаем в то время считалось великой честью. Но не все актёры ценили этот подарок судьбы. Таким был и Евгений Моргунов. Особенно часто он устраивал скандалы на съёмках фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Ему постоянно что-то не нравилось. Он спорил с режиссёром и имел свой взгляд на образы персонажей. Леонид Гайдай не мог мириться с подобным поведением. Он сильно злился и пообещал, что больше Моргунова снимать не будет. В некоторых эпизодах актёра заменили дублёром. Евгений Моргунов нередко ссорился и с коллегами.
Он любил шутки, которые не каждый мог оценить. Актёры обижались на розыгрыши и старались не общаться с обидчиком. Но меняться мужчина не спешил и продолжал свои шалости. Евгений Моргунов снялся во многих картинах. И всё же зрители особенно запомнили «Бывалого».
Эти роли стали, как подарком судьбы, так и «проклятием» для данных актёров. Кто-то смирился с таким положением вещей, а кто-то затаил обиду на великого режиссёра. А зря, ведь в конечном итоге картины получались шедевральными и имели большой успех у зрителей, а все актёры стали известными и знаменитыми, т.ч. грех жаловаться, никто не знает, кроме их близких, какие у них реальные голоса, поэтому никто ничего не заметил, и фильмы от этого никак не пострадали.
А вы как считаете?