Не все знают, что за кинокомедию, которую зрители с удовольствием смотрят уже полвека, заказчик (Гостелерадио) заплатил сущие копейки. Бюджет яркого полуторачасового фильма был в три раза (!) меньше, например, бюджета художественного фильма «Сладкая женщина», который имел такую же продолжительность и снимался примерно в то же время.
Это было связано с ограниченным бюджетом самого заказчика, который «трещал по швам», а к новогодней программе требовались новые весёлые фильмы. Поэтому экономили на всём, в том числе и на режиссёрах.
Комедию по своему же сценарию поручили снимать Виктору Титову, который в то время был безработным. 35-летний кинорежиссёр уже имел в активе пять полнометражных лент, две из которых цензорами были спрятаны «на полку», а три других особого успеха у зрителей не нашли.
Но зато режиссёр брался за любую работу за любые деньги, лишь бы не сидеть без дела. К тому же ему хотелось реабилитироваться перед своим начальством. И именно на это обстоятельство заказчики надеялись больше всего.
Снимали фильм в одном из павильонов телецентра «Останкино» в ночное время, так как аренда ночью была значительно дешевле. Впрочем, Джигарханян, Козаков и Калягин были этому даже рады, так как днём они были плотно заняты в других местах. А вот остальным членам съёмочной группы пришлось на несколько месяцев кардинально изменить свой режим и распорядок дня.
Все декорации, костюмы и т.д. подбирали из уже имеющегося на телецентре реквизита. Специально для фильма почти ничего не изготовляли и не шили. Поэтому внимательные зрители наверняка заметили в этой комедии много знакомых предметов и костюмов из других фильмов и телеспектаклей.
Некоторые эффектные сцены из первоначального варианта сценария пришлось убрать, так как на них просто не хватило денег. Но некоторые затратные вещи удалять было нельзя.
Например, по сценарию донна Роза д’Альвадорец (Тамара Носова) должна была везде ходить с ручной обезьяной. Первоначально собирались в цирке арендовать обученную обезьяну вместе с дрессировщиком. Но денег на это не хватило. Попробовали недорого взять обезьяну из зоопарка, но это чуть не закончилось трагедией. Почти дикий шимпанзе по кличке Яша сильно укусил второго режиссёра, и тому пришлось накладывать швы. Все поняли, что с Яшей ничего не получится, и стали искать другие варианты.
Наконец, в Уголке Дурова нашли маленькую макаку. Глупую, пугливую, но неагрессивную и почти за бесплатно. В первый же съёмочный день она с испугу описала платье Носовой, и актриса в дальнейшем наотрез отказался брать её на руки.
И тогда её всучили (по-другому и не скажешь!) 20-летней студентке ВГИКа Татьяне Веденеевой, которая везде сопровождала героиню.
Позже Веденеева призналась, что на съёмках для неё самым сложным было наладить отношения с этим непростым животным:
«Я её кормила вишнями, а она про запас их за щёки складывала, и я понимала, что укусить она уже никак не сможет, даже если очень захочет. Но она была очень маленькая и сама боялась всего на свете. Как только мы садились в тот самый открытый автомобиль и заводился мотор, она с перепугу писала. И у меня вся левая рука была мокрая, потому что дублей было несколько. Естественно, я даже удивлялась, откуда у такой маленькой обезьянки столько жидкости?»
Важным эпизодом в фильме является сцена актёров с кремовым тортом, которым он кидались друг в друга.
Для экономии бюджета помощник режиссёра съездил на косметическую фабрику «Свобода» и привёз оттуда 3-х литровую банку с зубной пастой, которая в таком нерасфасованном виде стоила копейки. Но зато она идеально заменила заварной сливочный крем.
Смешную сцену постарались снять с первого дубля, так как запасных костюмов у актёров не было.
При всех трудностях был и большой плюс на съёмках этой комедии. Позже Михаил Козаков рассказал, что актёры сами получали огромное удовольствие от игры в такой шуточной и гротесковой манере. Ведь можно было импровизировать и дурачиться, что шло только на пользу забавному сюжету. По воспоминаниям Козакова почти весь фильм был снят с одного дубля, кроме сцен с живой обезьянкой и с массовкой. Актёры знали, что на фильм было выделено в два раза меньше плёнки, поэтому играли как на театральной сцене, с первого раза.
И зрители почувствовали искренность и легкость в игре актёров , поэтому успех был неизбежен.
Сегодня фильм Виктора Титова считается одним из образцов классического павильонного кино, и его с удовольствием посмотрели уже несколько поколений зрителей. И я уверен, что будут смотреть и в будущем.