Мелодрама 60-х, в которой случайно снялась американская семья

Этот фильм — ещё одна неожиданность для поклонников творчества режиссёра Ричарда Викторова, который остался в истории советского кино как едва ли не лучший мастер кинофантастики.

Но до того, как прийти к фантастическим фильмам, Викторов пробовал себя и в других жанрах.

Так, его второй работой стала тяжёлая военная драма «Третья ракета» (1963), а буквально через год режиссёр приступил к следующей ленте — мелодраме «Любимая» (1965), очень шестидесятнической по духу с красивыми молодыми актёрами.

Сценарий фильма основан на романе знаменитого писателя и сценариста Николая Погодина «Янтарное ожерелье». Роман вышел в 1960 году, а через два года писатель скончался. Но его дело продолжил сын Олег Стукалов, также ставший сценаристом. Именно он и сделал из романа сценарий. Интересно, что

в книге действие происходит в Москве, в фильме же, который создавался на киностудии «Беларусьфильм», герои живут в Минске.

Забегая вперёд, скажу, что в кадре много Минска, почти заново отстроенного после войны, города, по моему мнению, гармоничного, душевного и уютного (была там не раз и всем могу посоветовать). Сценарий «Любимая» отдали Ричарду Викторову, штатному режиссёру «Беларусьфильма». Правда, для него это мелодрама стала последней, сделанной в Белоруссии, вскоре режиссёр переехал в Москву. Главной героиней сюжета стала молодая девушка Ира, только что окончившая школу и не представляющая пока дальнейшего пути. На съёмках выпускного она знакомится с оператором Ростиславом, и вроде бы у них возникает взаимная симпатия. К тому же вскоре семья Иры (она живёт с дядей и тётей, поскольку родителей потеряла в войну) переезжает, и Ростислав оказывается их соседом. Но неожиданно в жизни Иры возникает новый персонаж — строитель Володя, немного беспечный и легкомысленный, но обаятельный. Володя живёт у своего бригадира, а с его племянницей, красавицей Софьей, его связывают некоторые романтические отношения.

Но куда симпатичнее ему Ира, чуть наивная максималистка, но полная юношеской энергии. Побывав на работе у Володи, Ира тоже решает начать работать на стройке, параллельно развиваются её отношения с Володей. Но оказывается, что на стройке существует взяточничество, и Володя — покорный участник этих манипуляций, а потом Ира случайно узнаёт и о его связи с Софьей. Очень (не)кстати в этот момент рядом оказывается Ростислав.

Актёров на главные роли Ричард Викторов нашёл в Москве. Роль Иры получила актриса Центрального детского театра Александра Назарова. Для неё это было уже не первое появление на экране, но при том, что актриса довольно много снималась, прорывных ролей у неё почему-то не было.

Всенародная известность к Александре Назаровой пришла только в 21 веке, когда она была уже зрелой женщиной: в сериале «Моя прекрасная няня» она несколько лет играла бабушку, и именно эта работа вывела её в число знаменитостей.

Партнёром Александры Назаровой стал Виталий Соломин, сыгравший Володю, молодой и тоже пока не слишком известный актёр, служивший в Малом театре. Симпатии зрителей ему принесёт следующая работа — мелодрама «Женщины» (1966), и после вплоть до ухода из жизни Виталий Соломин будет неизменно попадать в списки самых любимых актёров страны.

Роль Ростислава получил Игорь Добролюбов, коллега Ричарда Викторова по студии. Игорь Добролюбов — довольно известный режиссёр, на его счету полтора десятка хороших фильмов, включая такие кинохиты, как «Расписание на послезавтра» (1979) и «Белые росы» (1984), но несколько раз он выступил в качестве актёра, в том числе и в «Любимой».

Снялся в ленте и ещё один режиссёр — Вячеслав Бровкин, тогда работавший в Минске. Тут ему досталась роль бригадира Бляхина, который и организовал коррупционную схему на стройке.

Вячеслав Бровкин дебютировал в кино как актёр, и первая его роль была не главной и не особо положительной, но зрителям моментально запомнилась,

ведь это был не кто иной, как дядя недалёкий Петя из мелодрамы «Серёжа» (1960), тот самый, который «Дядя Петя, ты дурак?».

Ну а через несколько лет Вячеслав Бровкин, тоже переехавший в Москву, начнёт активно работать на тв и станет режиссёром многосерийного и многолетнего детектива «Следствие ведут ЗнаТоКи».

В других ролях Светлана Дружинина (обольстительная Софья), Надежда Семенцова (принципиальная строитель Римма, не пожелавшая давать взятки Бляхину. Надежда Семенцова, кстати, — супруга Ричарда Викторова, снявшаяся в небольших ролях почти во всех его картинах), Елена Максимова, Борис Платонов (с голосом Георгия Жжёнова). В эпизодах ищите Леонида Сатановского, Анатолия Грачёва, Романа Филиппова.

Отдельное любопытство у зрителей вызвало появление в кадре настоящих американцев. Мало того,

эксцентричная семья (родители и четверо детей) путешествовала по СССР не на поезде или автомобиле, а в фургоне, запряжённом лошадьми, над которым реял американский флаг.

Семья Гиллис прославилась в Америке в начале шестидесятых: в том самом фургоне они проехали через всю страну от одного океана до другого. Через два года они решили покорить и Старый Свет. Путешествие началось в Нидерландах, а потом глава семьи надумал попасть за железный занавес и изучить советскую действительность.

В начале осени 1964 года Гиллисы пересекли границу Польши и Советского Союза и вскоре оказались в Минске, где как раз и снимали «Любимую».

Ричард Викторов не смог упустить шанс показать в кино необычных путешественников и сделал с ними небольшой эпизод. До Москвы туристы тоже добрались, и она произвела на них самое приятное впечатление. Да и в целом вояж по СССР, по воспоминаниям Гиллисов-младших, был крайне увлекательным, повсюду их сопровождали доброжелательность и любопытство, никакой агрессии со стороны советских людей они не встретили. Кстати, о Минске семья отзывалась особо тепло, отмечая, что белорусская столица не похожа на другие города.

Ричард Викторов завершил основную работу в начале 1965 года, несколько месяцев ушло на монтаж и озвучание, и в прокат фильм вышел осенью 1965 года. Зрительский интерес, поначалу высокий, почему-то быстро угас, фильм вскоре выпал из обоймы и постепенно затёрся на фоне подобных лирических историй. Сейчас, возможно, большого интереса он не вызовет, но картина хороша как примета своего времени. Ну и, конечно, эффектно и солнечно снятый Минск — одно из основных его достоинств. А вы бывали в Минске? Какое впечатление город оставил у вас?

Оцените статью
Мелодрама 60-х, в которой случайно снялась американская семья
Нелюбимая жена