Танцевать, тёща, танцевать!

Вообще, какой фильм Застоя ни возьми, везде видим практически одно и то же — на экране баба решает все свои проблемы, а где-то позади плетётся некто, значащийся в документах и метриках, как мужчина.

Если же авторы пытались изображать крепкого мужика с традиционными взглядами на жизнь, тут же получался малосимпатичный персонаж, вроде доктора Миши из фильма «Вам и не снилось…» (1980).

Помните, герой Леонида Филатова пытается давить на трепетную педагогиню-Соловей и она в конце-то концов ему выдаёт: «Слишком много условий»? Или — пресловутый Гоша. Но о мальчиках мы ещё поговорим. Ибо в тех картинах интересны именно дамы.

Итак, эпичная «Родня» (1980)Бабушка Мария. Крепкая деревенская баба. Разумеется, Нонна Викторовна. Кто ещё может сыграть такой размах и такую драму? Вышла замуж по любви за классического Первого Парня, привыкшего не столько работать, сколько гулять да петь.

Разочаровалась, прогнала, хотя, по её словам, «больше жизни любила». В душе, разумеется, считает, что одинокая женщина — это неприлично. Или, как с расстановкой произносит её городская дочь: «Не-при-лич-но!!!!»

Почему неприлично — понятно, ибо деревенская мораль иная, нежели в городе. Одинокая, стало быть, гулящая или ещё какая порченная. Тем не менее, молодая ещё тётка поставила на себе крест, как на женщине и буквально убегает, когда начальственный ухажёр пытается вручить ей букет.

Он, конечно, не Первый Парень, но всё-таки. Потому что любовь в 50 лет — это тоже не-при-лич-но. А ещё Мария не понимает, во что превратилась её «кровиночка». Кровиночка Дочка Нина. Типичная городская модница, совершающая массу телодвижений, чтоб было «всё, как у людей».

У неё типовая квартира — с мебельным гарнитуром «стенка», типовая кухня с весьма типовыми висюльками из бамбука — в начале 1980-х было модно оформлять дверной проём так называемыми «вьетнамскими шторами» (в ценнике они значились именно так).

Она одета по последней моде — непременные штаны-бананы, халат а-ля кимоно, потом ещё длинное вечернее платье на бретельках, импортные очки от солнца. На голове — хим.завивка. В руке — сигарета. Всё — фирма.

Деревенская девчонка, она больше природных городских старается соответствовать. Внешнему. Общепринято-престижному. Не удивлюсь, если на её книжных полках окажутся ни разу не читанные Мопассан, Дюма, Пикуль и прочий «макулатурный» или подписной дефицит.

Имеются в доме и модные записи, которые с интересом слушает девочка Иришка. Другой музыки в доме, скорее всего, не бывает. Со своим мужем, Станиславом Юрьевичем, а точнее — с Тасиком, она в состоянии полуразвода.

Притом, что у неё имеются связи на стороне с женатым мужиком. Типично. Многоизвестная «Зимняя вишня» о том же. Только там баба — питерская и образованная.

И, наконец, Внучка Иришка. Зачем авторам понадобилось брать на эту роль мальчика — Федю Стукова? На мой взгляд потому, что только мальчик может полноценно изобразить девочку-пацанку, чья бабушка ворочает горы и чья мама ворочает их же.

Только первая трудится, а вторая имитирует работу в одной из многочисленных контор. Но, тем не менее, устают обе. Иришке палец в рот не клади — куснёт. Девочка — не промах, она уже — модная, современная.

Она даже в постели не расстаётся с хитами ‘Boney-M’, а выбегая из комнаты, каждый раз целует портрет эстрадного кумира. Иришка смотрит на этот мир философски — маме некогда, поэтому надо как-то вертеться, чтобы не увянуть с тоски.

(Кстати, всё тот ‘Boney-M’ в гигантских наушниках звучит и у другой известной кино-дочери — у Александры из «Москва слезам не верит». У обеих девочек — приезжие матери вгрызаются в жизнь и страдают хроническим self-made-ом).

Забегая вперёд, допускаю, что Иришка будет хреново учиться, тусить на дискотеках, зверски любить Томаса Андерса и просить у матери варёные джинсы…

Мальчики. Заметим — фамилия главной героини — Коновалова. Коней валит. Коновал — деревенский ветеринар по-народному. Мужнина фамилия, но муж-то скатился до Вовчика. Какой же он — Коно_валов? Он — Вовчик.

Во дворе у него живёт недо-рокер Варелик (именно так, хотя, скорее всего, он — Валерий). Начальник, который пытается ухаживать за Марией — Ляпин. Не Кузнецов, не Комиссаров и не Крутов какой-нибудь, а Ляпин. Муж Нины — Стасик или — Тасик. Коновалова его в лоб — одним мизинцем.

Показательно, что Тасик, устав от могучей Нины (как от типажа!), приглашает в ресторан слабовидящую девочку-скромницу, которая даже над супом склоняется так, будто бы стесняется есть. Его танец — это отчаяние.

Его достали, ибо он — сильный и красивый мужик. И не Тасик. «Танцевать, тёща, танцевать!!!!» Но что будет завтра? Снова Тасик? Самое смешное, что Тасики могут только с забойными Нинами. Девочки-былинки с мега-линзами с ними не уживаются…

Есть ещё и закадровый женатик, у которого роман с Ниной. Судя по их последнему разговору — подкаблучник. Судя по самой Нине и её вкусам — импозантный подкаблучник. Одна надежда на Вовчикова сына от второго брака — на хиппующего волосатика Кирилла, которого забривают в армию.

Бег по кругу. В фильме есть примечательный и довольно длинный фрагмент — атлет на стадионе бежит по кругу. Для него это тренировка, а смысл жизни — золотая медаль. Так и бежит. Бегут и герои — точно так же по кругу.

А в небе — самолёт, как символ побега в некую другую жизнь. Сначала символом другой жизни был Город. Потом — Москва. Потом — Заграница. Потом…?

Такие, как Нина всегда верят, что где-то там есть белый теплоход, большая красивая любовь, коктейль на палубе и ‘Boney-M’ в живую. Вот это — Жизнь! А пока — бег по кругу. Точнее — в никуда. Но зато можно танцевать, тёща! Тан-це-вать!

Оцените статью