Этот фильм напоминает производственную мелодраму, ибо от детектива в нём лишь антураж. Вместе с тем, «Город принял» (1979) – это своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР. Главное – показать слаженную работу правоохранительных органов. А город? Может спать спокойно.
Интриги здесь нет, зато есть ощущение уверенности. И, конечно, острый сюжет. Кинолента, снятая Вячеславом Максаковым по одноимённой повести Аркадия и Георгия Вайнеров, рассказывает о милицейской повседневности – всего лишь сутки в работе капитана Станислава Тихонова (Михаил Чигарёв), сквозного персонажа братьев Вайнеров.
Да, почему это – ещё и мелодрама? Тихонов встречает свою бывшую-большую-любовь, а ныне судмедэксперта Риту Ушакову (Инна Аленикова). Другая линия – тема следователя прокуратуры Анатолия Скуратова (Александр Пороховщиков), который собрался уходить с нервной и «грязной» работы в кабинетную юриспруденцию.
В самом начале – панорама утренней Москвы. Тут и центр, и окраины. Потом – начало движения, люди спешат на работу. Мы видим мир глазами капитана Тихонова – он говорит о том, что любит свой город, но главное, что он – сотрудник милиции – нужен обществу. И затем нам рассказывают – почему же он и его товарищи так нужны Москве, стране и миру.
Параллельно с этим идёт расследование ограбления сберкассы, которого организовал рецидивист Пётр Шувалов. А что же повседневность? Каждый из эпизодов – интересен по-своему. Например, феерична линия мошенника Вышеградского (Александр Адабашьян), обманувшего мужиков из совхоза, приехавших покупать мотоциклы «Ява».
Этот Марчелло просто гений! Фильм стоит посмотреть, хотя бы ради этого момента! Дивное противоборство сыщика и «вора». Что ценно? Зрителю показывают, что возмездие неотвратимо и преступник будет изобличён. Потом – срочный выезд. Разбойное вторжение в квартиру – действовали «гастролёры», ибо всё грубо и наспех.
Эти тоже схвачены. Потом – взяли «мелочь» — телефонного хулигана, терроризировавшего девушку и её мать. В финале – кульминационная перестрелка с тем Шуваловым, что грабил сберкассы и наконец-то на него вышли. Скуратов ранен, а сцена в больнице говорит нам о том, что никуда-то он не уйдёт – попросту не бросит своих друзей.
Потому что такого боевого братства и (будем честны) такого адреналина более нигде не найдётся. А тут — ощущение бытия во всех его красках. А город и не должен знать, от какой пакости его избавляют. Ради этого спокойствия сограждан и стоит жить. Советским людям постоянно транслировали: вы в безопасности.