«А это тебе, Мендельсон, на лечение»: история фильма «Вокзал для двоих»

В 1982 году Эльдар Рязанов выпустил один из своих самых жизненных фильмов – «Вокзал для двоих». Вместе с соавтором Эмилем Благинским режиссер определил новый поджанр комедии – «смешные невеселые истории». Именно так авторы охарактеризовали сборник сценариев собственного сочинения.

Идею фильма «Вокзал для двоих» Рязанову и Брагинскому подкинул композитор Микаэл Таривердиев, а, если быть более точным, сама жизнь. Он попал в ситуацию, очень схожую с той, в которую попал главный герой фильма – пианист Платон Рябинин.

Как-то Микаэл уступил место за рулем своей подруге – актрисе, с которой встречался, а та сбила насмерть пешехода. Композитор взял вину на себя, его судили почти два года, и потом его амнистировали, а настоящая виновница трагедии просто перестала общаться с Таривердиевым.

Главное достоинство фильма «Вокзал для двоих» — великолепный творческий дуэт Олега Басилашвили и Людмилы Гурченко. Несколько сцен снимали в одной из подмосковных колоний, где актеру пришлось на пару недель поселиться, чтобы прочувствовать, так сказать, обстановку.

Басилашвили в такой обстановке играть не мог, говорил Рязанову, что это неправильно – ведь он, актер, на свободе, а рядом те, кто несчастен по-настоящему. Да и самих заключенных сильно раздражало то, что Басилашвили – сытый, а они — всегда полуголодные.

Время от времени Олегу Валериановичу приходилось проводить в колонии по 12 часов. Здесь снимали эпизод, как главные герои бегут в колонию, чтобы Рябинин не опоздал к утренней проверке.

Погода стояла солнечная, хотя на улице был мороз в минус 30 градусов. Поэтому бежали ради того, чтобы согреться. Падали, вставали, и бежали дальше. Устали так, что потом встать за кадром не могли, а Гурченко, к тому же, сильно разбила колени.

Эльдар Рязанов признавался, что именно во время работы над этим фильмом он увидел настоящую Людмилу Гурченко – очень талантливую и ранимую женщину, которая поставила между собой и окружающим миром стену, чтобы защититься он негатива. С тем пор режиссер и актриса тепло общались долгие годы.

Критики и зрители высоко оценили фильм «Вокзал для двоих», киноленту даже отправили на Каннский фестиваль, где она принимала участие в основном конкурсе. В тот момент между СССР и Францией разгорелся шпионский скандал, из-за чего в Каннах рядом с советской делегацией актеров никто не сидел.

Но по ходу развития сюжета атмосфера в зале менялась в лучшую сторону. Вечером актеров уже благодарили французские зрители. Читатели журнала «Советский экран» признали этот фильм Рязанова лучшим фильмом года.

Известные цитаты героев из фильма «Вокзал для двоих»

1. А это тебе, Мендельсон, на лечение.

2. Чтоб я ел вот это? Это уже один раз ели!

3. Жизнь зависит не от начальства, а от того, кто сегодня дежурит.

4. Из ваших рук я не стану есть до конца своей жизни.

5. Люди добрые, это мой дебют на базаре!

Оцените статью
«А это тебе, Мендельсон, на лечение»: история фильма «Вокзал для двоих»
Как она могла не нравиться советским зрителям – такая родная, симпатичная Валентина Теличкина