Лучший фильм в карьере Эльдара Рязанова сняли в 1984 году. «Жестокий романс» стал победителем ежегодного опроса читателей газеты «Советский экран» в номинации «фильм года». Лично я ставлю его на второе место в списке шедевров советского кинематографа.
И именно поэтому пересматриваю раз за разом! А совсем не для того, чтобы отыскать какую-нибудь крамолу. Тем не менее, недавно еще раз смотрел экранизацию «Бесприданницы» и обнаружил забавную историческую ошибку.
Вообще мы с вами терпимо относимся к разнообразным кинематографическим фокусам. Когда, к примеру, московский дворик хорошей девочки Лиды снимали в Одессе, а московский дворик Бальзаминова — в Суздале. В «Бумере», наоборот, действие происходит в тысяче километров от столицы, но роль «провинциального городка» исполняет московский район Курьяново.
Вот и в «Жестоком романсе» произошло нечто подобное. Ну нет в России города Бряхимова! А снимать-то надо. Поэтому вместо Бряхимова задействовали немножко Плес и Ярославль, но главным образом Кострому.
Глазастые зрители заметили и провода за спиной Сергей Сергеича Паратова.
*
И асфальт под ногами бравых цыганских рысаков. Позже экипаж увезет Ларису в ее последний путь. С катера молодая Огудалова больше не вернется.
*
Но всё это Кострома. Однако, в череду «бряхимовской» натуры неожиданно затесалась и Москва. Да-да! Сцену на кладбище снимали именно в столичном Донском монастыре.
Ну с могилой потомственного дворянина Огудалова все понятно.
На самом деле это надгробие купчихи Александры Страховой (умерла в 1899). Съемочная группа просто подменила надпись на памятнике. Но оператор вместе с режиссером и всеми другими участниками съемок допустили маленькую оплошность.
Рядом с могилой Дмитрия Степановича Огудалова совершенно отчетливо можно прочитать надпись на соседнем надгробии — Ольга Николаевна Склифосовская-Яковлева.
ЧТО-ЧТО?!
Так это же дочка знаменитого профессора медицины Николая Васильевича Склифосовского! Того самого. В честь которого больница названа. После смерти отца женщина открыла коммерческую гимназию в Голицыно (к западу от Москвы), которую большевики в 1918-м национализировали.
Еще 5 лет Ольга Николаевна оставалась дирекором школы, далее ей пришлось уйти и вернуться в Москву. Дочка Склифосовской-Яковлевой эмигрировала, а сама она до конца дней прожила на Старом Арбате, где и скончалась в 1960 году.
С учетом того, что события «Жестокого романса» происходят в 1870-е, довольно пикантно видеть в кадре могилу женщины, упокоившейся почти веком позже.
В заключение добавлю, что статья написана не с целью «очернить» великий фильм Эльдара Рязанова, а исключительно разобраться в процессе, «как снимали кино». Если кому-то не нравится — приходите на недельке. Обсудим «Граф Монте-Кристо», «Противостояние» и «Границу. Таежный роман».