Антирелигиозный фильм, из которого вырезали Высоцкого (а из титров вырезать забыли)

Главные роли в ленте сыграли актриса самодеятельная актриса, не имеющая профессионального образования, и актёр, которого выставили из ВГИКа за неуспеваемость. Тем не менее

картина «Грешница» (1962) вызвала не просто серьёзный интерес зрителей, но и бурные дискуссии.

Основой сценария стала одноимённая повесть Николая Евдокимова. Писатель создал её в 1961 году и почти сразу написал по ней сценарий.

Для Евдокимова это был дебют в качестве сценариста, и позднее он напишет ещё три мелодраматических сценария, основой которых будет изучение психологии, внутрненнего мира, душевных переживания самых разных людей. Собственно, и в «Грешнице» шла речь о том же:

главная героиня истории Ксения — деревенская девушка верующая, окружённая братьями и сёстрами по вере.

Ей находят жениха, якобы предназначенного Богом, унылого, бесхребетного и скользковатого Михаила, хотя и рукастого и домовитого, но всё же для Ксении неприятного. Но сердце девушки принадлежит колхозному трактористу Алексею, который давно её любит и готов немедленно взять в жёны. Однако есть проблема.

Алексей — парень неверующий, поэтому семья Ксении категорически против этого союза.

В итоге девушку всё-таки насильно выдают замуж, хотя на на её защиту пытаются встать односельчане. Конечно, ни самой Ксении, ни Михаилу, ни Алексею счастья в этой ситуации не прибыло.

Режиссёрами назначили Гавриила Егиазарова и Фёдора Филиппова. Фёдор Филиппов был уже кинематографистом зрелыми и опытным, имел репутацию крепкого и основательного профессионала.

А вот

Гавриил Егиазаров был режисёром-дебютантом, хотя в кино начинал ещё до войны. Но работал как оператор и вполне на этой стезе преуспел.

На съёмках «Грешницы» Егиазаров тоже выполнял функции оператора, совмещая их с режиссёрскими.

На роль Ксении была утверждена молодая актриса Ия Саввина.

Для неё «Грешница» стала третьей работой в кино, но впервые Ия Саввина появилась в образе современницы.

Актрисой она не была: девушка училась на журфаке МГУ и параллельно играла в знаменитом студенческом театре МГУ. Здесь-то и приметил её Алексей Баталов в пьесе, поставленной Роланом Быковым.

Баталов тогда готовился к съёмкам у Иосифа Хейфица в экранизации чеховской «Дамы с собачкой» и решил, что Ия Саввина будет отлично выглядеть в образе Анны Сергеевны.

Баталов позвал её на пробы, и Иосиф Хейфиц самодеятельную актрису оценил: роль в «Даме с собачкой» (1960) действительно оказалась по плечу Ие Саввиной, мало того, после выхода ленты актрису начали наперебой приглашать режиссёры.

Следующей её картиной стала «Кроткая» (1960) по Достоевскому, ну а почти сразу после премьеры Ию Саввину пригласили на пробы в «Грешницу».

Роль красавца-тракториста Алексея получил Николай Довженко. Звезда этого актёра быстро взошла и столь же быстро закатилась. Николаю посчастливилось попасть во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, причём

с самого начала Николай завоевал симпатии мастера как даровитый исполнитель с выраженным темпераментом. К тому же парень обладал притягивающей внешностью, в каком-то смысле плакатно-героической и очень востребованной в шестидесятые.

Уже первокурсником он появился в короткометражке Герасимова и произвёл впечатление на зрителей и коллег. Довженко стал регулярно получать приглашения на съёмки и, увы, заболел «звёздной болезнью».

За десять лет он снялся в полутора десятках фильмов, но разочаровал педагогов и в результате так и не получил вгиковский диплом:

за год до окончания вуза его отчислили за неудовлетворительную учёбу и дурное поведение.

Роль в «Грешнице» стала его последней главной ролью и одним из последних появлений на экране. В возрасте чуть за 30 Николай Довженко перестал сниматься и больше никогда зрители не видели обаятельного артиста, хотя прожил он ещё больше 40 лет.

В роли Михаила, жених Ксении, а потом и нелюбимого мужа, — Константин Желдин, отца сыграл Даниил Ильченко, брата по вере Василия — Виктор Чекмарёв.

В роли бойкой подруги Ксении — Алевтина Румянцева, а в небольшом эпизоде в образе председателя колхоза появился Владимир Заманский.

Снялся в фильме и Владимир Высоцкий, тогда делавший первые шаги в кино. Пробы он проходил наравне с другими актёрами, но режиссёр Фёдор Филиппов выбрал именно его.

Высоцкому достался партийный персонаж, инспектор райкома, который приезжает в деревню и беседуют с Ксенией (по сюжету Ксения, несмотря на веру, была вполне успешной труженицей фермы). Эпизод сняли, но позднее было принято решение его вырезать. Любопытно, что в титрах Владимир Высоцкий фигурирует.

По-видимому, титры делали ещё до кончательного монтажа и потом просто не стали переделывать.

Снимали «Грешницу» в Истринском районе Подмосковья.

Для съёмок выбрали деревню Бужарово и село Рожествено, где сняли основные сцены.

Обратите внимание на эпизод с городской прогулкой Алексея и Ксении. Уж не по Ленинскому ли проспекту в Москве лихо несутся ребята?

Особую сложность вызвал финальный эпизод, когда Ксения, разочаровавшись в вере, стоит на высоком обрыве. Режиссёрам хотелось, чтобы природа вокруг бушевала, а ветер трепал волосы и платье девушки. Для этого вокруг поставили ветродуи, которые и создавали ощущение буйства стихии.

Но выяснилось, что

Ию Саввину в буквальном смысле сносит с пригорка мощнейшими потоками воздуха, поэтому актрису привязывали за ноги к вбитым в землю кольям во время дублей.

Но в кадре этого, конечно же, не видно.

«Грешница» вышла в прокат осенью 1962 года. В те годы антирелигиозная тема вообще была востребована, и фильм не стал чем-то вызывающим, но привлёк в кинотеатры почти 24 миллиона зрителей. Картину довольно бурно обсуждали, но позже её популярность пошла на спад.

Сегодня она в списке знаменитых не числится, хотя многие зрители и киноведы справедливо отмечают глубокую и трогательную игры молодой Ии Саввиной, непрофессиональной исполнительницы , которая через годы станет одной из крупнейших актрис театра и кино.

Оцените статью
Антирелигиозный фильм, из которого вырезали Высоцкого (а из титров вырезать забыли)
Хроника реальной трагедии: как Микеле Плачидо вывезли на БМП из Душанбе во время бунта