Злые языки утверждают, что сила и самодостаточность женщины измеряется в кошках. Дескать, не реализовалась в семье и детях – убирай лотки.
Камень в огород современных женщин, ведь мы через одну сильные, независимые, самодостаточные, целеустремлённые и постоянно чем-то заняты. Когда ничем не заняты, всё равно очень деловиты, поскольку поглощены «саморазвитием».
Интересно, что сказал бы по этому поводу Антон Павлович Чехов, который буквально камня на камне не оставил от образа милой провинциалочки, которая ни дня не могла прожить без сердечной привязанности и совершенно растворялась в жизни и интересах своих мужей.
Он дал ей имя Душечка, и поди догадайся: то ли от существительного «душа», то ли от глагола «душить».
Главная героиня Ольга Семёновна Племянникова – очаровательное существо добрейшей души: тихая, мягкосердечная, приветливая молодая хозяйка добротного дома, что стоит в Цыганской Слободке, пышет здоровьем и похожа на свежую сдобную булочку. Глядя на её полные розовые щёки и мягкую белую шею с тёмной родинкой, окружающие испытывали приятное чувство и невольно восклицали в порыве искренней симпатии: «Душечка!»
Что же Чехов ставит ей в вину? Излишнюю привязчивость, потерю «собственного лица», отсутствие индивидуальности и неспособность самостоятельно мыслить.
Да, Душечка не слишком умна, наивна и очень простодушна. Но так ли велик грех, если она искренне предана тем, кого любит; помогает близким всегда и во всём и поддерживает их даже в самых безнадёжных начинаниях – как первого супруга, содержателя увеселительного сада антрепренёра Кукина, проклинавшего на все лады неблагодарную публику, которой подавай балаган и пошлость.
Ну да, не Софья Ковалевская, не Клара Цеткин и не Александра Коллонтай. Что же плохого в том, что женщина вьёт гнездо, вникает во все тонкости мужниных дел, окружает любовью, заботой, лаской, вниманием, поддерживает и даёт веру в себя?
Что-то мне подсказывает, что Антон Павлович не случайно отправил на тот свет обоих Оленькиных мужей – задушила, мол, пошлая пустая мещанка своей любовью! И явно прослеживается эдакий поучительный подтекст: не следует столь самозабвенно цепляться за объект привязанности, всё равно он ускользнёт из-под опеки – либо умрёт, либо сбежит.
Помнится, в школьные годы было принято разбирать классические произведения с идеологической точки зрения. Требовалось непременно развенчивать, клеймить, вставать в непримиримую позицию, обличать и страстно негодовать.
К слову, Владимир Ильич тоже не обошёл чеховскую героиню своим вниманием и даже дал короткому очерку название «Социал-демократическая душечка». В нём, обращаясь к идеологическому противнику, некоему тов. Староверу, Ленин со снисходительной иронией вопрошает: «Милая социал-демократическая душечка! в чьих-то объятиях очутишься ты завтра?»
Может быть, именно поэтому из дня сегодняшнего совсем не хочется оценивать Душечку как глупую ограниченную мещанку со скудным кругозором и слабым зависимым характером.
Я вижу милую, добрую, искреннюю, доверчивую женщину, которая открыта людям и готова отдать всю себя служению ближнему.
Приведу два отрывка, которые очень ярко характеризуют главную героиню: «Актеры любили её и называли «мы с Ваничкой» и «душечкой»; она жалела их и давала им понемножку взаймы, и если, случалось, её обманывали, то она только потихоньку плакала, но мужу не жаловалась».
Или эпизод, когда квартировавший ранее во флигеле ветеринарный врач – последняя сердечная привязанность Ольги Семёновны – спустя несколько лет возвращается в город с женой и маленьким сыном. Он ищет, где остановиться, и заглядывает к Оленьке по старой памяти. «Господи, батюшка, да возьмите у меня дом! Чем не квартира? Ах, господи, да я с вас ничего и не возьму, – заволновалась Оленька и опять заплакала. – Живите тут, а с меня и флигеля довольно. Радость-то, господи!» — восклицает она, обливаясь слезами.
Душечка добра, незлобива, лишена всякой корысти и всем сердцем расположена к тем, кого любит. Способность любить – тоже талант, и даётся он не всем.
Поэтому героиня чеховского рассказа вызывает у меня не предубеждение, а большую симпатию. Совсем не важно, что она не слишком умна. Важно, что рядом с ней близкие люди чувствуют себя любимыми, оберегаемыми, защищёнными, счастливыми. Мало ли на свете благоразумных, рассудительных, здравомыслящих, обременённых «мозгучим» интеллектом, от которых никому нет ни радости, ни тепла, ни света!
Оленька Племянникова живёт в ладу с собой и окружающими. Живёт сердцем и мудра сердцем. Любит самозабвенно, легко прощает людям их слабости и несовершенства, стремится разделить заботы и тяготы. Доброта и самопожертвование – вот суть её души, а разговоры о самодостаточности и внутренней сепарации оставлю для современных психологов.
Кстати, существует послесловие Льва Толстого к «Душечке», где он высказывает весьма интересные соображения по поводу предназначения женщины.
Вот всего одна цитата: «Автор заставляет её любить смешного Кукина, ничтожного лесоторговца и неприятного ветеринара, но любовь не менее свята, будет ли её предметом Кукин, или Спиноза, Паскаль, Шиллер, и будут ли предметы её сменяться так же быстро, как у «Душечки», или предмет будет один во всю жизнь».
Отдельно хочу отметить великолепную экранизацию режиссёра Сергея Колосова и невероятно обаятельную, полную жизни, тепла, любви, божественно-светоносную и очень по-человечески понятную, близкую Душечку в исполнении Людмилы Касаткиной.
Ей удалось воплотить образ, в котором глубокий драматизм сочетается с доброй иронией и юмором, а лукавая улыбка вечной затейницы-Судьбы нет-нет да проглянет сквозь слёзы светлой грусти.
Впрочем, моё мнение, как и всегда, не претендует на бесспорность, а посему с большим интересом выслушаю мнения читателей и зрителей – в частности, мужчин.
Любопытно, как распределятся голоса сторонников и оппонентов.
Начнём?