Артист-экстрасенс в отеле на краю света: единственная кинороль композитора Юрия Антонова

Возле небольшого аэропорта на дальневосточном островке терпит крушение лодка с пассажирами. Мокрые, уставшие и слегка напуганные люди попадают в гостиницу. Их должен бы забрать самолёт, но прогноз погоды неблагоприятный, так что

теперь всем им предстоит провести три дня в этом уединённом месте. Такой сюжет вполне мог бы стать завязкой детектива, и, по законам жанра, на следующее утро постояльцы не досчитались бы одного несчастного.

Но режиссёр Александр Косарев снимал вовсе не детектив, а милую и добрую, местами даже слегка наивную историю о хороших людях, которые в любой ситуации не теряют себя. Впрочем, человек, размахивающий пистолетом, в фильме «Прежде, чем расстаться» (1985) всё же появился.

Сценарий о приключениях в затерянном аэропорту, который вот-вот закроют за ненадобностью, Александр Косарев написал сам в сотрудничеств с коллегами Валерием Шульжиком и Георгием Фере.

Для Косарева это был первый подобный опыт, Шульжик и Фере были чуть более опытными, но в целом сценарий — результат работы начинающих кинематографистов.

К слову, Александр Косарев вообще тяготел к литературной деятельности, писал стихи, в том числе для именитых исполнителей. В ленте «Прежде, чем расстаться» прозвучало три песни на стихи Косарева, и вам они хорошо известны.

Итак, среди постояльцев маленькой гостиницы, с нетерпением ожидающих самолёт, пара телевизионщиков, переживающих за попавшие в воду видеоматериалы, американский профессор-биолог Хэлмен, приехавший на конференцию и ожидающий вестей от жены, которая вот-вот должна родить,

два работницы завода по ловле крабов, направляющиеся в отпуск, носящие одинаковое имя Аня, артист, увлекающийся телепатией, по фамилии Рыжиков.

А ещё из аэропорта хотят улететь местная буфетчица с дочкой-абитуриенткой, и врач, у которого сложные отношения с диспетчером аэропорта. Встречают гостей начальница аэропорта, та самая диспетчер и сторож-полиглот дядя Паша.

Когда люди обсохли и начали обустраиваться, выяснилось, что у двух Ань имеется кое-что интересное — мешок с огромной суммой денег. Деньги промокли во время ЧП с лодкой, и девушки развесили купюры сушиться на прищепках. Другие постояльцы считают, что эту бешеную сумму они заработали на ловле крабов, но оказывается, что деньги им подкинул неизвестный.

Что произойдёт с деньгами (а это почти 200 тысяч рублей! В начале восьмидесятых), что связывает американца Хэлмана и советскую буфетчицу и кто будет угрожать оружием горе-пассажирам — всё это предлагаю узнать, посмотрев фильм.

Актёрский состав подобрался отменный. Начальницу аэропорта сыграла Наталья Фатеева, буфетчицу — Клара Лучко, её дочь — Галина Левина,

дядю Пашу — Иван Лапиков.

В числе пассажиров: Игорь Костолевский и Лариса Мосендз (телевизионщики),

Татьяна Васильева и Татьяна Аксюта в ролях Ань с краболовного завода (и сложно было подобрать более различные типажи: вечная школьница, хрупкая Аксюта и

Васильева, чрезвычайно метко охарактеризованная героем Ивана Лапикова словами «ядрёный бабец»),

Николай Караченцов в образе американца, прекрасно знающего русский язык, и — сюрприз! — Юрия Антонов в роли артиста-телепата Рыжикова.

Юрий Антонов с кино уж сталкивался, но выступал лишь как композитор и закадровый исполнитель. А вот именно как артист он у Александра Косарева дебютировал, причём предстал не в образе камео, а как актёр, играющий роль. Сам Антонов на вопрос, как он отнёсся к такому необычному предложению, ответил так:

«Всегда интересно пробовать новое. Но мне, разумеется, привычнее в нынешней картине тоже всё-таки роль композитора фильма, это ведь не первая моя работа для кино, а уже третья. До того были телевизионные ленты «Берегите женщин» и «Незнакомая песня»».

В кадре также встретятся Леонид Куравлёв (вертолётчик и муж начальницы аэропорта), Игорь Старыгин (врач) и Юрий Николаев в роли местного участкового, которому на острове просто нечего делать: слишком уж уж там спокойная жизнь. Традиционно Александр Косарев нашёл и роль для супруги, актрисы Ирины Коротковой, которая стала диспетчером аэропорта. Ну и, конечно, нельзя не отметить второстепенную, но очень яркую и смешную роль Семёна Фарады: его инкассатор-кавказец Ахвердыев Ахмет Аскер-оглы — просто кладезь афоризмов.

Занятно, что снимали не слишком гостеприимный отель при полузаброшенном заснеженном аэропорте, который по сюжету находится на отдалённом острове, в месте куда более симпатичном — на турбазе в Краснодарском крае. Мёрзнуть и выбираться из ледяной воды артистам не пришлось, климат здесь намного более приятным.

Пара слов о песнях, прозвучавших в фильме в исполнении артиста Рыжикова (он же Юрий Антонов). Это композиции «А где-то», «О тебе и обо мне» и «Только в полёте живут самолёты», под которую в финале пассажиры устроили ночную дискотеку (та самая, над которой часто иронизировали из-за слов «Давай обнимемся у трапа, мы не увидимся уже»). Насчёт первой помню плохо, а вот две вторые — точно шлягеры из моего детства, звучавшие очень часто и на тв,и по радио.

Лента «Прежде, чем расстаться» в прокат вышла весной 1985 года, но особого внимания не привлекла, несмотря на участие Юрия Антонова. Интересно, что спустя несколько лет Александр Косарев займётся следующей картиной по собственному сценарию, но уже не столь лучезарной — это будет криминальная драма «Сувенир для прокурора» (1989). И в ней снимется другой певец, пока ещё не столь популярный, как Юрий Антонов, но уже вовсю идущий к славе, — Александр Серов. И, кажется, злободневный «Сувенир для прокурора» запомнился всё-таки больше, чем незатейливая мелодрама «Прежде, чем расстаться». И, по-моему, зря, потому что лента неплоха. Да, здесь все герои правильные, все делают правильный выбор и вообще всё хорошо, даже погода в конце концов налаживается. Но всё равно фильм смотрится легко, приятно и по-тёплому ностальгично, пусть и не претендует на шедевральность.

А какая песня звучит у вас в голове, когда вспоминают Юрия Антонова?

Оцените статью
Артист-экстрасенс в отеле на краю света: единственная кинороль композитора Юрия Антонова
Будут ли дальше дружить Клюева и Сусанна?