Беспрецедентно жёсткий дебютный фильм советского чилийца

Выйди этот фильм сегодня,ему непременно дали бы рейтинг 16+, а то и 18+: слишком уж много в кадре насилия и слишком уж натуралистично выглядят пытки.

А рассказала политическая лента о событиях сентября 1973 года в Чили, когда к власти пришла военная диктатура, возглавляемая Аугусто Пиночетом. Итак, драма «Ночь над Чили» (1977) режиссёра Себастьяна Аларкона.

В 1973 году, когда случился переворот, Аларкон учился во ВГИКе на режиссёра-документалиста.

Его мастер, знаменитый Роман Кармен, делал много картин о Латинской Америке, а после событий сентября в его распоряжении оказалось много хроникальных кадров. Кармен встречался и с чилийцами, ставшими свидетелями переворота, а его молодой ученик Себастьян Аларкон выступал переводчиком.

Слушая рассказы земляков, Аларкон задумал снять художественный фильм и написал сценарий, используя воспоминания людей.

Сценарий утвердили на «Мосфильме», дав в помощь дебютанту, к тому же иностранцу, режссёра Георгия Щукина. Но с ним, как рассказывал позже сам Аларкон, сотрудничество не сложилось.

Дело в том, что Аларкон видел фильм в полудокументальной стилистике, Щукин же нацелился на привычную художественную картину. Дело дошло до конфликта, и решился он, когда сорежиссёром вместо Георгия Щукина стал Александр Косарев.

С Косаревым у Себастьяна Аларкона сложились нормальные рабочие отношения, так что работа пошла гладко.

Главным героем ленты стал аполитичный архитектор Мануэль, который не желает участвовать в политических играх.

Но его заодно с другими жителями Сантьяго увозят в тюрьму, где

он своими глазами наблюдает за бесчинствами тюремщиков, издевательствами над невинными людьми, в том числе женщинами, и даже в итоге оказывается перед расстрельной командой.

Всё это заставляет Мануэля задуматься.

На главную роль Аларкон выбрал молдавского актёра Григоре Григориу, только что снявшегося громкой роли в драме «Табор уходит в небо» (1976). Любопытно, что Григориу внешне чем-то походил на самого режиссёра.

В других центральных ролях появились актёры из южных республик, ведь речь шла о Латинской Америке, где живут люди с яркой внешностью: Гиули Чохонелидзе и Баадур Цуладзе.

Интересная актриса сыграла девушку Эсперансу, участницу сопротивления. Мария Сагайдак была актрисой непрофессиональной, в кино снималась изредка, основной же её профессией была наука.

Сагайдак имела кандидатскую степень в области физики и математики, преподавала в Кишинёвском университете, а для кино её открыл Эмиль Лотяну, отметивший жгучую красоту девушки.

Дебют Марии Сагайдак на экране состоялся в конце шестидесятых, позже она не раз появлялась во второстепенных, но запоминающихся образах, не оставляя научную карьеру. В кадре, кстати, можно видеть и самого Аларкона, он снялся в небольшом эпизоде, сыграв издевающегося на толпой на улице сержанта на улице.

Сложности у Себастьяна Аларкона возникли, когда речь зашла о натуре. В Чили по очевидным причинам снимать было нельзя, поэтому требовалось найти хоть как-то напоминающие Сантьяго пейзажи. Объехав половину СССР, режиссёр остановился на Баку.

Баку уже приходилось изображать заграницу, но на этот раз улицам придали не нарядный, а потрепанный вид.

Некоторые стены неаккуратно покрасили, на других сделали граффити и заклеили листовками и плакатами, превратив азербайджанскую столицу в город, захваченный военными.

А вот роль национального стадиона Чили, превращённого хунтой Пиночета в концлагерь, сыграл московский стадион «Лужники», именно там снимали сцены с прогулками заключённых.

«Ночь над Чили» вышла в 1977 году. Фильм даже попал в программу Московского кинофестиваля, что нельзя было назвать рядовым событием, ведь Себастьян Аларкон был дебютантом. Тем не менее

драма даже получила спецприз, ставший первой наградой молодого режиссёра и в каком-то смысле запустившей его карьеру.

Почти сразу же после окончания работы Себастьян Аларкон начнёт писать новый сценарий, тоже о Чили, который воплотится в драме «Санта Эсперанса» (1979), а в восьмидесятые выйдет и политический детектив «Падение Кондора» (1982), который завершит чилийский этап кинокарьеры Себастьяна Аларкона.

Оцените статью
Беспрецедентно жёсткий дебютный фильм советского чилийца
«Гори, моя звезда!» — забытый фильм с одной из главных звёзд советского кино