40 лет назад на экраны вышла мелодрама Владимира Бортко «Блондинка за углом». Готовую картину в Госкино признали «вредной и порочащей социалистическую действительность» и на два года отправили на полку.
Лишь благодаря упорству режиссёра, который шёл на уступки и многократно переснимал, перемонтировал и переозвучивал, комедия всё-таки дошла до зрителей. В год премьеры «Блондинку за углом» посмотрело больше 24 миллионов человек.
История о хваткой продавщице, влюбившейся в неперспективного астрофизика, очень не понравилась чиновникам ещё на этапе сценария. Чтобы картину запустили в производство, всеобщий любимец Андрей Миронов ходил к представителям Госкино в качестве парламентёра. Однако и в процессе работы, и после, претензии к фильму не заканчивались.
По сценарию Надя должна была быть роковой красавицей — вовсе не такой милой и обходительной, какой получилась в фильме. Основной претенденткой на роль считалась Александра Яковлева.
Татьяну Догилеву режиссёр пригласил на пробы только ради своего отца, которого актриса впечатлила на сцене «Ленкома». В результате Бортко решил, что у Догилевой самый подходящий для роли характер, и утвердил её вопреки ожиданиям директора «Ленфильма», Андрея Миронова и самой актрисы.
Во время съёмок в «Блондинке за углом» Татьяна Догилева получила приглашение в оперетту «Вольный ветер». Сценарий ей не очень понравился, но режиссёр Ян Фрид и кинодраматург Михаил Мишин брали актрису штурмом.
В результате она согласилась и с большим трудом совмещала две работы. Но всё оказалось не зря: «Блондинка за углом» принесла актрисе популярность, а «Вольный ветер» — мужа. Вскоре после съёмок Догилева вышла замуж за сценариста Михаила Мишина.
В фильме героиня Татьяны Догилевой знает, где можно достать дефицит, водит знакомство с полезными людьми и живёт на широкую ногу. А её астрофизик полностью погружён в науку и очень далёк от любого предпринимательства.
Но в жизни всё было наоборот — Андрей Миронов знал, где красиво одеться и отдохнуть, был своим в богемных кругах. После съёмок он водил Догилеву по модным местам и знакомил с друзьями из элиты. Актриса так успешно вжилась в роль, что с какого-то момента отказалась от скромной гостиницы «Советская» и переехала в «Асторию».
«Ленфильм» платил за жилье по 4 рубля в день, а «Астория» стоила 10 рублей — разницу Догилева доплачивала из своего кармана. Более того, заказывала в номер завтраки и ужины, и приглашала в гости однокурсников, чтобы показать, как роскошно живёт.
Большинство эпизодов отсняли в универсаме «Южный» — первом магазине самообслуживания в Ленинграде. Сцену в колбасном отделе пришлось снимать на мясокомбинате — в магазинах не было необходимого изобилия.
Съёмочной группе устроили дегустацию в кремлёвском цехе, откуда продукция отправлялась на столы членов Политбюро. Одна гримёрша увидела настоящие качественные сосиски сероватого цвета и испугалась: «Почему они такие странные?».
На что Андрей Миронов спокойно сказал: «Это цвет мяса, мадам!». Мясника в фильме играл Баадур Цуладзе, который специально для эпизодической роли учился разделывать туши у настоящих профессионалов.
«Крайслер» молчаливого Крокодила Гены собирали из подручных средств. В корпус Chrysler New Yorker 1973 года поставили запчасти от других машин — в результате шикарное авто было едва на ходу.
Машина постоянно ломалась и глохла через несколько минут после начала движения, а актёр Анатолий Сливников, который никогда не сидел за рулём, получил незабываемые впечатления от первого опыта вождения. Из-за неумелого водителя и неисправной машины на площадке постоянно происходили смешные казусы.
Первая версия фильма заканчивалась бегством астрофизика со свадьбы, но под давлением Госкино концовку пришлось изменить — героя отправили в командировку на север, а продвинутая героиня забыла о красивой жизни и поехала вслед за ним.
Из-за многочисленных переделок некоторые герои говорят не своими голосами. Алексея Жаркова озвучивал Евгений Киндинов, Павла Кадочникова — Игорь Ефимов, а 86-летний Марк Прудкин сам попросил, чтобы за него говорил Зиновий Гердт.
По требованию цензоров героя Прудкина переименовали из Гаврилы Моисеевича в Гаврилу Максимовича. А множество фраз, где упоминался блат, дефицит, красивая жизнь и тому подобные «неправильные» вещи, режиссёру пришлось просто вырезать. Освободившееся время заняли музыкальными номерами в исполнении Андрея Миронова.