В 1970 году Михаилу Ульянову исполнилось 43. Михаил Александрович уже был всесоюзно известным актером, сыгравшим и в «Добровольцах», и в «Председателе», и в «Братьях Карамазовых». Соглашусь, что каждое появление Ульянова на киноэкране было выдающимся, но все-таки к тому времени актер, так сказать, слегка примелькался.
В том смысле, что было понятно: Ульянов сыграет достойно, но он известен и более-менее ясно, кого и как Михаил Александрович будет изображать. Добавим к Ульянову Алексея Баталова, Евгения Евстигнеева, Людмилу Савельеву. Все они были довольно популярными и узнаваемыми актерами. Ну а как не узнать товарища Дынина или Наташу Ростову?!
Владислав Дворжецкий был на 12 лет младше Ульянова и не известен НИ КО МУ. Да, Дворжецкий получил театральное образование в студии при Омском ТЮЗе, но даже в театре был в основном артистом эпизода. Фотографии Дворжецкого попали на Мосфильм благодаря случаю. Еще более невероятно, что их заметили режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов.
Им показался любопытен актер с необычной готической внешностью. Режиссеры не ошиблись с выбором — Дворжецкий идеально подошел на роль Хлудова. Представляете себе, это был первый фильм с участием Владислава Вацлавича! Он не умел держаться в кадре, стеснялся, переживал, с актером пришлось помучаться, но когда мы с вами смотрим «Бег», разве замечаем это? Конечно же нет.
Я был искренне удивлен, когда читал комментарии.
*
*
Совершенно не могу с вами согласиться. Ульянов был профессиональным актером с большим опытом, он сыграл отлично. Но мы ведь смотрим кино про героев, а не про актеров. И конечно же главный персонаж «Бега» — Хлудов, прототипом которого выступил генерал Слащев.
Своим брутальным спокойствием и холодной звериной жестокостью Хлудов резко контрастирует с фигляром и ветропахом Чарнотой. Бывший белый генерал, а теперь нищий, способный случайно заполучить кучу шальных денег и сразу же все спустить на тараканьих бегах.
Для Ульянова «Бег» был одной из многих блестящих работ. Для Дворжецкого — дебютом. Дворжецкий переиграл Ульянова. Его Хлудов настолько сильно выделяется на фоне остальных «жидковатых» героев эмигрантского двухсерийника, настолько всех переигрывает, что про Чарноту как-то даже и неловко вспоминать.
А теперь давайте зададимся вопросом: можно ли назвать главной ролью в карьере Ульянова работу, где он не был лучшим актером? Разумеется — НЕТ. Это было бы даже неуважением к Михаилу Александровичу. И именно поэтому я выбрал «Ворошиловского стрелка», а вы можете вспомнить «Председателя», маршала Жукова, «Добровольцев» и другие картины.
Я назвал Хлудова кровавым злодеем. Безусловно, он таким и был. Но все-таки Роман Хлудов трагическая фигура. А Чарнота если не комическая, то уж точно несерьезная. Не уверен, что Хлудов раскаивается, но страдает — точно. Прототип Хлудова Слащев вернулся в советскую Россию и был убит.
Однако, я убежден, что сам Хлудов так не поступил. Остался стоять на берегу далекого Марморного моря в компании тамошних бездомных псов (сколько я видел подобных дворняг в Грузии и Армении), смотреть вдаль и вспоминать родину, куда он так никогда и не сможет попасть.