Дебютный фильм Георгия Данелии, над которым рыдали миллионы зрителей

А село Холмогоры стало символом чего-то далёкого и манящего. Главные роли роли в картине 1960 года сыграли знаменитости первой величины — Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева, хотя

ставили его начинающие режиссёры, а основой сценария стала повесть писательницы, которую прежде никогда не экранизировали.

Георгий Данелия и Игорь Таланкин вместе учились на Высших режиссёрских курсах, но у разных мастеров. Как-то Игорю попала в руки книга писательницы Веры Пановой, очень популярной и любимой читателями.

Называлась повесть «Серёжа» и рассказывала о жизни маленького мальчика.

История захватила Таланкина, он предложил познакомиться с книгой товарищу Данелии, и тот тоже оказался под впечатлением. Решено было снимать дипломную работу по этому произведению, но прежде нужно было получить разрешение у самой Пановой.

Для писательницы общение с кинематографистами было в новинку, раньше её книги не экранизировали, хотя издавали много. От создания сценария Вера Панова отказалась,

сославшись недостаток времени и опыта, но согласие на фильм дала. Тогда будущие режиссёры засели за сценарий и создали его самостоятельно. Но редактор «Мосфильма» посоветовала им всё-таки вставить в число соавторов Веру Панову, чтобы наверняка пройти худсовет. И всё получилось: благодаря авторитету писательницу сценарий опытных сценаристов утвердили.

Большую часть исполнителей нашли быстро, но вот главных актёров, которым предстояло играть мальчика Серёжу и его отчима, найти не могли долго.

Данелия и Таланкин рассчитывали, что в роли отчима снимется средний актёр, популярный, но не звёздный, но худсовет счёл, что здесь нужна знаменитость.

Без ведома авторов сценарий отослали Сергею Бондарчуку, который к тому моменту уже не только сыграл Тараса Шевченко, которого похвалил сам Сталин, и Отелло, но и поставил свой первый фильм «Судьба человека» (1959). Данелия и Таланкин даже и не думали приглашать настолько известного актёра и был обескуражены самовольством чиновников из художественного совета.

Через некоторое время режиссёры всё-таки решились приехать к Бондарчуку и объяснить, что сценарий попал к нему случайно. Однако тот заявил, что история ему нравится и сниматься он будет. А ещё предложил на роль экранной супруги и матери Серёжи жену, актрису Ирина Скобцеву. Данелия и Таланкин оторопели повторно:

«Я поперхнулся чаем. Приехали! Директор совхоза «Ясный берег» – Отелло, а деревенская мама Серёжи – Дездемона!!! (Бондарчук и Скобцева снимались в фильме «Отелло», на нём и поженились.) Но куда деваться… И мы с Таланкиным соврали, что очень рады»,

— так потом вспоминал эту историю сам Георгий Данелия в книге «Безбилетный пассажир». Обоих исполнителей, разумеется, утвердили.

Не менее любопытным путём попал на съёмки и мальчик Борис Бархатов, ставший Серёжей. Когда стало известно о запуске картины, дали объявление о поиске мальчика пяти-шести лет. На «Мосфильм» потекли толпы мам, пап, бабушек и дедушек с малышами, но всех претендентов режиссёры отвергали. Был среди них и Боря, попавший на студию случайно: его тётя пришла на «Мосфильм» по рабочим делам и захватила племянника, а заодно и привела на пробы. Но

Борю отвергли по прозаической причине.

Данелия и Таланкин искали белокурого голубоглазого парнишку, Боря же был темноволосый и темноглазый, да к тому же картавил.

Поиски продолжались, уже были опасения, что начало съёмок придётся сдвинуть, но внезапно на фотографию Бархатова обратила внимание коллега режиссёров. И тут пришло в голову просто перекрасить мальчику волосы. Так и появился экранный Серёжа, завораживающий зрителей непосредственностью, недетской зрелостью и обаятельностью. Кстати,

сам юный исполнитель сразу же потребовал, чтобы в нем обращались уважительно, как и к другим артистам, так что на площадке его величали Борисом Павловичем.

А ещё впервые на «Мосфильме» звук записывали прямо во время дублей: режиссёрам очень хотелось оставить именно детскую речь и Борин голос в картине.

Съёмки стартовали в августе на «Мосфильме». По воспоминаниями Георгия Данелии, первый съёмочный день пришёлся на 3 августа, и это была важная дата для будущего мэтра: именно в этот день супруга, актриса Любовь Соколова, родила ему сына.

Новорождённый Николай даже успел засветиться в фильме отца: он изображал крошечного братишку Серёжи Леню.

В Москве удалось снять лишь сцены в помещениях, поскольку погода начала портиться. Уличные эпизоды группа отправилась снимать в Краснодар.

В Краснодаре же произошёл скандал: знаменитый Сергей Бондарчук позволил себе опоздать на съёмки, из-за чего получил нагоняй

от неопытного режиссёра Данелии. Самый молодой в истории кино народный артист СССР спокойно отреагировал на дерзости дебютанта и больше на площадку не опаздывал, а позже никогда не вспомнил об этом неприятном инциденте. И лишь спустя десятилетия, когда и Данелию уже зачислил в киноклассики, на банкете припомнил случай. И необычайно удивил этим коллегу:

с одной стороны, Бондарчук оказался памятливым и даже спустя десятилетия помнил минуту унижения, но с другой стороны, он никогда не чинил препятствий Данелии и не мешал ему работать, хотя с лёгкостью мог бы отомстить.

Первые отснятые материалы режиссёров разочаровали. Казалось, что фильм получается невнятным, тусклым, даже фальшивым. Но завершить его, конечно же, пришлось. Просмотр на худсовете убедил режиссёров, что дебют не удался:

чиновники встретили «Серёжу» с тоской в глазах, а директор киностудии Владимир Сурин высказался о ленте как об одной из худших, сделанных на «Мосфильме».

Однако на следующем просмотре, состоявшемся в Ленинградском доме кино, где присутствовали обычные зрители, реакция была абсолютно иной: люди смеялись и плакали, а после финальных титров долго аплодировали. Высоко оценила фильм и Вера Панова, что польстило Георгию Данелии и Игорю Таланкину.

Фильм начал потихоньку подниматься. Сначала он пошёл в кинотеатрах, и повсюду аудитория принимала его восторженно, а потом

его отправили на кинофестивалсь в Карловы Вары, где «Серёжа» получил главный приз. В СССР картину посмотрели больше 23 миллионов зрителей, а журнал «Советский экран» в 1960 году назвал её фильмом года.

Режиссёры Георгия Данелия и Игорь Таланкин продолжили работу в кино, но уже по отдельности, Веру Панову полюбили кинематографисты (и уже совсем скоро выйдет ещё один кинохит по её книге — мелодрама «Евдокия»), Сергей Бондарчук всерьёз задумался об эпопее «Война и мир». А маленький Боря Бархатов навсегда вошедший в советское кино с наивным, но серьёзным вопросом «Дядя Петя, ты дурак?», страдал от внезапной популярности и славы. Он снимется ещё в двух лентах, а потом навсегда порвёт с кино, выбрав спокойную жизнь обычного человека.

А вы бывали в этих далёких загадочных Холмогорах?

Источник

Оцените статью
Дебютный фильм Георгия Данелии, над которым рыдали миллионы зрителей
Нонна Копержинская: как сложилась судьба колоритной советской актрисы