«Дети Дон Кихота» — единственное зло не имеет лица

Фильм «Дети Дон Кихота» (1965) Евгения Карелова ярко, солнечно выделяется даже на фоне всего жизнеутверждающего советского кино. Это какая-то мощная квинтэссенция душевности.

Итак, несколько дней из жизни семьи Бондаренко. Отец – акушер-гинеколог, мать – пластический хирург, что было тогда редкостью, три сына: старший — художник, средний — будущий педагог и младший – ещё школьник.

А ещё в кадре старая Москва, центр и — Ленинские горы, считавшиеся тогда почти окраиной, и дом, где живут Бондаренко – это не «сталинка», а бывший доходный дом Серебряного века с характерными проёмами эпохи Ар нуво…

Я бы предположила, что глава семейства – из старой интеллигенции с дореволюционными корнями. Поведение, да и сама наружность героя Анатолия Папанова говорит об этом.

Тема идальго из старинной Испании — это не только донкихотство*, как основа бытия; это — об аристократизме сознания и духа, который в те годы оказался доступен всем слоям населения — не только потомственным патрициям.

Но мы-то будем совсем об ином – о том, что в этой кинокартине все люди, включая вредного бухгалтера (неизменный в таких ролях Николай Парфёнов), так вот все здесь воплощают исключительное добро, а единственное зло …не имеет лица.

Это – блондинка, всё-таки бросившая своего новорождённого сына. По Интернету гуляет реальная история о том, что актриса-латышка Ингрида Андриня отказалась поворачиваться к зрителям, чтобы ей потом не плевали в лицо на улицах, да и карьера могла рухнуть.

Общество (во всём мире, а не только в СССР) так устроено, что оно часто путает актёра – с его персонажем, а писателя – с его «лирическим героем». Да, там была ещё склочная мадам, живущая рядом с Бондаренко, но и та – слабенькое, так сказать, необходимое, зло.

Этакая фельетонно-карикатурная тётка, и её всегда можно заткнуть. Исключительно добросердечны, мудры сыновья Бондаренко. Не только старшие, но и мелкий, двоечник и «враг» арифметики.

Он сбегает из дома, чтобы… поехать в Африку и бороться за независимость континента. Кстати, все трои – шалопаи, даже тот, который собрался быть учителем младших классов.

Они все так воспитаны, что хотят быть именно там, где трудно. В них вложено то, от чего нынешние горе-психологи стараются избавить человека-разумного – недовольство собой, а оно – исток любого прогресса.

Старший, художник Виктор (Владимир Коренев), хотя и заслуживает похвал, считает, что ему не с чем идти на конкурс. Он честно рвёт свои эскизы, а потом создаёт великолепную панораму для спортивного сооружения.

Причём, всплеск эмоций идёт от влюблённости в героиню Натальи Фатеевой, директора кинотеатра-новостройки. Средний – педагог Дима (Лев Прыгунов) мечтает об Арктике, считая, что это – Путь служения и чести.

Но его распределяют в некие Озерки, не представляющие никакой героической ценности. Как тонко его уговаривает отец. Дескать, ты скажешь своим будущим детям, что рвался на Север, но «…меня послали в Озерки, и я проработал там всю жизнь…».

И, как уже говорилось, младшенький Юрка бежит спасать нeгров (о, да, я в курсе, что нынче это слово некомильфо, но в нашем СССР так говорили и это не считалось ужасным).

О старшем поколении и говорить нечего – сам Пётр Бондаренко постоянно дежурит за других, беспокоится за каждую роженицу, беседует с ними, и даже напутствует. Больше того, к финалу выясняется, что все его сыновья — …приёмные.

И вот уже готов четвёртый брат – оставленный сын той блондиночки. Жена Вера помогает людям достичь гармонии, когда это действительно нужно — в советские времена к пластике лица прибегали крайне редко (даже актрисы далеко не все).

В этом фильме ненавязчиво показана система взаимоподдержки, внедрявшаяся в советском обществе. В 1960-х годах людей готовили к тому, что они будут жить при коммунизме, и братья Бондаренко должны были вступить в этот блистающий мир. Но – увы.

«Дети Дон Кихота» — многослойная и многоплановая вещь, как и многие советские ленты, поэтому разговор об этой киноленте не закончен. Там расставлены интереснейшие акценты — прямолинейная дидактика соседствует с завуалированной! В общем, продолжение – следует.

Да, блондинка, если смотреть шире, своим проявлением зла, по итогам …совершила добро — она была бы ужасной мамашей, вечно думала бы о том, что её принудили. А у Бондаренко будет ещё один сын-герой. Да-да, фильм весьма философский.

Оцените статью
«Дети Дон Кихота» — единственное зло не имеет лица
«Здравствуй и прощай» — в чём главная беда Митьки?