«Дневник директора школы» — легко ли быть главным?

Фильм Бориса Фрумина «Дневник директора школы» (1975) с Олегом Борисовым в главной роли известен гораздо меньше, чем «Доживём до понедельника» (1968), хотя, там поставлены всё те же вопросы: как учить и – зачем учить?

Каким быть преподавателю, чтобы соблюсти баланс дисциплины и доверительного отношения? Что делать с этими акселератами — они же не хотят и не могут быть управляемыми по указке? Искать, развиваться, думать, исправлять педагогические огрехи.

Радушная открытость без скатывания к панибратству. Не менторство, но сотрудничество. Директор ленинградской школы № 183 Борис Николаевич Свешников, кажется, обрёл правильную точку сборки, хотя, ему так не кажется – он мыслит, а следовательно, сомневается.

Он мог бы стать писателем, окончив лит.вуз, но пришёл в школу. Подчёркивается, что он не спрятался за стенами директорского кабинета, испугавшись провалов, а стал словесником от полноты бытия, от желания давать знания. Ну, ещё и потому, что надо было кормить семью.

Лично мне Свешников более симпатичен, нежели историк Мельников из «Доживём…» — в персонаже Борисова куда как больше любви к людям. Он не с высоты, а – рядом. Помимо детей, есть ещё коллектив – дамский по преимуществу. Весь фильм – мягкое противостояние с завучем Валентиной Фёдоровной (Ия Саввина).

Ясноглазая и правильная, но невыносимо скучная. Такие, как Валентина, чтят любые авторитеты, ибо так надо. Нельзя спорить, ибо «написано в книжке» более умными людьми. Её пугает, что Свешников на уроках литературы честно говорит об ошибках, которые делались классиками.

А ведь живой классик, который имеет слабости гораздо ближе читателю, чем бронзовый истукан. А вообще, та Валентина, судя по всему, попросту всю жизнь влюблена в Свешникова, но, увы и ах. Он женат на другой, и у него в семье тоже не без проблем – там сын-балбес, который ушёл из вуза и теперь ещё вздумал жениться.

Но балбес он …хороший, не подонок. И каждый день – круговерть. То сын доставит хлопот и неприятностей, то – с Валентиной Фёдоровной произойдёт очередная дискуссия, то детки – балуются. А школьники показаны, как сложные и трудно управляемые. С ними уже нельзя, как раньше – их уважение надо заслужить.

Интересна линия прогульщика и хулигана Постникова, мальчика из неблагополучной семьи. Он закономерно бесит учительницу Инну Сергеевну (Людмила Гурченко, великолепно сыгравшая тут взрывную смесь фифочки и мымры, чего достигнуть сложно, однако, у Гурченко это получилось).

Важно, что в этом конфликте директор берёт сторону …Постникова и намекает Инне, что ей лучше бы подыскать другое место для приложения своих талантов. А как прекрасна Елена Соловей в образе «англичанки» — этакой молодой и современной дамочки, уверенной в себе и своих возможностях!

Интересная деталь — в эпизодической роли сыграла Наташа Медведева – будущая супруга Эдуарда Лимонова, уже тогда — девочка с характером и причудами. Ещё деталь? Имеется! Друга Свешникова, а ныне — чиновника сыграл тут Юрий Визбор, пару лет назад примерявший мундир Мартина Бормана.

Ах, да, нюанс, о котором знают все, но он мне нравится, потому не могу не напомнить – лирическая тема, написанная Виктором Лебедевым, потом прозвучит в …«Гардемаринах» (1987), как фоновая музыка к линии Анастасии Ягужинской, но это совсем другая история…

Оцените статью