«Нет более тяжкого суда, чем суд своей совести», — этой фразой оканчивалась повесть писателя Владимира Тендрякова «Суд». Авторы одноимённого фильма, вышедшего в 1962 году, тоже могли бы ввести её в повествование, пусть даже в виде слов за кадром. Но отказались, выбрав визуальное решение:
отъезжающая камера на безупречно белом снегу запечатлела сгорбленную тёмную фигуру человека, придавленного собственным предательством, с которым он будет пытаться жить оставшуюся жизнь.
Режиссёр Владимир Скуйбин прожил всего 34 года. Врачи диагностировали у него сложную болезнь — боковой амиотрофический склероз, которая и сегодня неизлечима (помните физика Стивена Хокинга? У него был тот же недуг). БАС разрушает человека постепенно, человек уходит из жизни не сразу, а долго и тяжело. Владимир Скуйбин предыдущую картину, драму «Чудотворная» (1960), снимал уже больным, а последний фильм «Суд» — буквально на последнем издыхании. Рядом с ним была помощница — молодая режиссёр Аида Манасарова, которая была у Владимира Скуйбина вторым режиссёром на предыдущих съёмках. Теперь она стала полноценным соавтором и во многом благодаря ей работа была завершена, поскольку Владимир Скуйбин был к финалу обессилен.
А началось всё со знакомства режиссёра и писателя Владимира Тендрякова. Это случилось задолго до «Суда». Мало того, и «Чудотворная» — это совместное детище Тендрякова и Скуйбина. Кстати, позднее писатель вспоминал о товарище с восхищением и рассказывал, как Владимир Скуйбин ежедневно преодолевал себя, но старался скрыть от окружающих проблемы.
Вообще же стоит отметить, что короткий кинематографический путь режиссёра оказался очень насыщенным — он всего за пять лет снял четыре фильма, и все они были замечены. Самая громкая его работа — это, конечно же, экранизация одноимённой повести Павла Нилина «Жестокость» (1959), которая вызвала массовые споры, но самому писателю очень понравилась. В «Жестокости» не совсем привычный образ примерил на себя Николай Крючков, один из самых ярких представителей своего поколения, настоящий любимец зрителей, артист народный в самом широком смысле — он предстал эдаким перевёртышем, героем, отрицательные черты которого выросли из его достоинств: прямота и принципиальность превратились в узколобость, убеждения стали демагогией, а вера переросла в фанатизм. Но актёр был так органичен и естественен, что Владимир Скуйбин именно его сразу увидел в главной роли в фильме «Суд» — в образе человека, пошедшего на сделку с совестью.
Ну и наконец немного о сюжете. Действие происходит в небольшом посёлке, неподалёку от крупной стройки. На охоту на медведя отправляются трое: опытный охотник Тетерин, уважаемый инженер Дудырев и фельдшер Митягин.
И если первые двое неплохо управляются с оружием (для Тетерина охота — это профессия), то Митягин стреляет плохо и на охоту отправился из любопытства и желания поучаствовать в лесном приключении. Но на охоте случается драма: одновременно стреляют Дудырев и Митягин. Медведь убит, но оказывается, что кто-то из охотников случайно застрелил мужчину, гулявшего в лесу, не увидев его за деревьями. Кто виноват в этом ужасе?
Застреленный — последний сын односельчанина охотников, потерявшего двоих старших на войне, так что это действительно беда и непоправимое несчастье.
Начинается следствие, но неожиданно Тетерин находит доказательство виновности Дудырева и отправляется к следователю и рассказывает о находке самому Дудыреву. Но перед самим Тетериным сложная дилемма. С одной стороны, нужно добиться правды и справедливости. Тем более, что Митягин — его сосед, хороший семьянин и местный доктор, к которому жители идут за помощью.
Но оправдать его и обвинить Дударева — значит, обречь стройку на неудачу: Дудырев — опытный, умелый и талантливый руководитель, которого сложно будет заменить. Проблема и самого Дудырева — он понял, что виноват в гибели человека, но доказательство Тетерина — зыбкое, да и его самого можно уговорить отказаться от свидетельства. В итоге каждый участник этой трагической охоты принимает собственное решение (и посмотрите фильм, чтобы узнать, как поступили Тетерин и Дудырев).
Роль Тетерина, центрального персонажа, через которого и транслируется главная мысль ленты, доверили Николая Крючкову. Несмотря на то, что сам фильм «Суд» сейчас подзабыт, эта роль справедливо считается одной из его лучших. Киновед Семён Фрейлих, близко знакомый с Николаем Крючковым, писал о ней:
«Артист, который начал в кино в лирико-комедийных ролях, пройдя через исполнение героических характеров в военно-патриотических картинах, с потрясающей силой исполнил теперь роль трагического масштаба».
И нельзя не отметить, что Николай Крючков играет не «предателя по призванию», не бесчестного изначально человека. Тетерин, напротив, мужчина бесхитростный, без камня за пазухой, из тех, кто всегда правдив. И тем сложнее ему идти поперёк совести, теряя самого себя. В сцене суда чуть не на физическом уровне чувствуется, как Тетерин буквально выдавливает из себя слова, с видимым трудом заставляет себя хоть что-то говорить. В общем, безусловно, это выдающаяся роль зрелого Николая Крючкова.
В роли Дудырева — Олег Жаков. Его герой тоже персонаж противоречивый, но умный и более решительный. Он, как и Тетерин, совестлив, но если у того совесть — скорей продолжение некой житейской, народной мудрости, то у Дударева совесть порождена интеллектом, образованием, ответственностью перед собой и обществом. Как и Николай Крючков, Олег Жаков тоже был актёром именитым, с амплуа героя. А ещё напомню интересный факт: последний фильм с участием Олега Жакова, «Жаркое лето в Кабуле» (1983), снимался в Афганистане.
Актёр без колебаний отправился в экспедицию в Афганистан и лично принимал участие в опасных сценах. Ему было было 80 лет.
Роль Митягина получил Виктор Кольцов, в других ролях ищите Валентину Телегину, Елену Максимову, Александру Данилову, Виктора Чекмарёва, Степана Крылова, Павла Волкова. Маленькие роли достались Николаю Погодину и Даниилу Нетребину, а в роли следователя — актёр Константин Лылов, для которого эта роль стала единственной заметной в кино, основную часть жизни артист провёл в театре.
Фильм «Суд» вышел летом 1962 года. Критика оценила его очень высоко, да и зрители заинтересовались, при том, что к развлекательному жанру его отнести сложно. Поклонники Николая Крючкова начали открывать новые стороны его таланта, критик Нина Игнатьева отмечала:
«И если говорить о той эволюции, которую прошли образы, созданные Н. Крючковым на экране, то нельзя не порадоваться, что в последние годы популярный артист предстал перед нами в совершенно новом качестве, открылся как мастер умного и тонкого психологического анализа человеческой души».
Фильм «Суд», четвёртый в фильмографии Владимира Скуйбина, киноведы сочли вершиной его творчества. Но он же стал и финальной точкой в карьере и жизни режиссёра. Больше он работать не мог и осенью следующего года ушёл из жизни.
А вы помните этот фильм? Согласны с тезисом, что у каждого своя правда и общую найти не всегда просто?