Экранизации классических произведений, что называется, выстреливают, когда их основная линия хоть как-то сопрягается с современностью. То бишь, социальные типы и бичуемые пороки – злободневны. Исключения есть, но они – редки.
Если говорить о рассказах Антона Чехова, то, например, «Анна на шее» (1954) сделалась хитом в то десятилетие, когда молодые девушки стремились замуж за состоятельных, немолодых кавалеров, и о том писались многочисленные фельетоны.
Сегодня поговорим о «Душечке» (1966) с участием Людмилы Касаткиной в главной роли. Снял фильм её муж – Сергей Колосов. Это был невероятно плодотворный творческий союз.
Тот случай, когда актриса, будучи супругой режиссёра, великолепно раскрыла свой талант. Но вернёмся к душечке Оленьке Племянниковой. Зачем в 1960-х было решено поднять этот вопрос?
Тогда активно бранили женщин-домохозяек, да и вообще говорилось о том, что быть замужем – это не «за мужем», а рядом с мужем. Мол, у женщины должны быть свои интересы и своя насыщенная жизнь – хобби, общественные поручения, и так далее.
Конечно, об этом говорилось и в 1890-х, когда Чехов писал свой рассказ, и особенно после Революции, но к 1960-м это стало одной из ведущих тем. Душечку, как типаж, ругали за безволие, отсутствие личных вкусов и смыслов.
Но так уж вышло, что Оленька в исполнении Касаткиной получилась, скорее, эмпатичной, нежели ведомо-пустой. Её героиня расточает нежность и согласие. Дарит заботу всем, кто её приголубил и с кем свела жизнь.
Всех любит — то истеричного антрепренёра Кукина (Ролан Быков), то скучноватого менеджера лесосклада Пустовалова (Роман Ткачук), то военного ветеринара Смирнина (Валентин Никулин) со сложной судьбой.
В принципе, Оленька по своей сути не возлюбленная, а …вечная мама своим мужчинам. Она словно бы усыновляет каждого из них. Потом, когда ей буквально «кинули» на воспитание Смирнина-младшего, Душечка расцвела окончательно.
Вот он, смысл бытия! Кормить, гладить по головушке, обволакивать и кутать. Правда, мать из неё — потакающая и балующая. Да, вернёмся к Душечкиным кавалерам – она неподдельно горюет, когда хоронит их, а потом …находит следующего.
Точнее – это её находят. Сие не половая распущенность, а …принципиальная невозможность быть одной и никого не целовать в макушечку. Это её идея-фикс – раствориться в ком-нибудь и быть от того счастливой.
Без разницы, кому поддакивать – антрепренёру-неудачнику, крепкому управляющему или офицеру. Если бы ей попался вор, она стала бы учить уголовные термины и с улыбкой рассуждать о вскрытии касс.
Героиня Касаткиной напоминает свежеиспечённую булку – бела, пышна, прекрасна. Как ей идут все эти платья с рукавами-буфами! Да, не положительная и не зовущая в светлое будущее, но какая милая. Словом, ду-шеч-ка!
А как филигранна в этом коротком фильме игра актёров. Несмотря на то, что перед нами — чеховский гротеск, сходу веришь и в привязанность, и в страдания. Плюс фон — старинный, дивный Суздаль с его вековечной благостью…