«Его звали Роберт» — задолго до Электроника

Хотя… Нет. «Его звали Роберт» (1967) – это всё та же эпоха, когда был написан цикл об Электронике (1964-1971), и литературный герой весьма отличался от кинематографического.

 Короче говоря, Роберт, как раз, похож на первоначального Электроника – оба андроида больше машины, чем, собственно, люди, а Электроник вообще питался от сети. Но вернёмся к Роберту и его «отцу» — типичному хмурому умнику 1960-х – Сергею Сергеевичу, которого изысканно воплотил красавец Олег Стриженов.

Робота Роберта, как вы помните, сыграл тоже он.

Причём, робот у него получился даже лучше, чем он сам, на что и было рассчитано. Галантнее. Цветы дарит. С моста прыгает. Спасает игрушку от тигра в зоопарке.

Фабула угадывается с первых же кадров – учёный смоделировал Роберта, который пускается в приключения и в него влюбляется красивая девушка Таня (Марианна Вертинская), причём зная, что это — робот.

Зато финал нетипичный и отнюдь не радостный. Таня вовсе не переносит свою страсть на «живую» копию Роберта, а сам Роберт оказывается непригоден для того, к чему его готовили. То есть для полётов в отдалённые уголки космоса.

Этим-то фильм интересен – лёгкая и не напрягающая комедия с путаницей, побегами и дурацкими ситуациями превращается в довольно грустное повествование о том, что человек зарвался.

Хомо-сапиенс что-то себе выдумал, сочтя себя всемогущим, а на выходе получилась большая скука. У Тани по сюжету малоинтересный жених – Геннадий, нечто помятое в очочках, ассистент Сергея Сергеевича.

Рядом с такой девицей он вообще теряется. Этакий ухудшенный вариант Шурика. Этот непонятный союз выглядит, как будто их обручили в детстве и нет возможности вырваться.

Финал, где Таня с этим Геннадием сидят в театральном зале, и есть жЫзнь. То есть реальность. По сути, история Роберта – это некий прогноз на будущее. Ни в какие дальние уголки вселенной вы, ребята, не полетите. Японские биороботы, правда, будут изумлять своей натуральностью, но… и только.

А фильм отличный, с юмором и шикарными видами. Его стоит посмотреть хотя бы ради Ленинграда 1960-х – город вышел из блокадных руин на удивление быстро, обретя новые черты и краски. Показан и новый светлый район со стеклянными витринами «модерновых» универмагов.

Опять же любимая тема эпохи – горы, походы, красотки в свитерах с «северным» узором танцуют твист на площадке. Особая радость – герой Михаила Пуговкина, этакий жучок-мужичок без особых интеллектуальных запросов.

Вроде как отживающий типаж. Но нет. Его гражданин Кнопкин и оказался живее всех живых. И – всех железных. Простоватый Кнопкин перешёл во все следующие десятилетия, а вот Роберта больше не собрали.

Эра космической-кибернетической романтики завершилась. Танечка вышла замуж за скучного Гену, а Сергей Сергеевич разочаровался. Если вообще не запил.

Что самое замечательное — «Приключения Электроника» имеет гораздо более оптимистичный финал – юного робота подарили детям, да и вообще каникулы начались, такое солнечное настроение в кадре и песенка: «Но ты человек, ты и сильный, и смелый. Своими руками судьбу свою делай».

Правда, никто не подумал о том, что с ним будет дальше. Сыроежкин будет расти, пойдёт в армию, женится, …а Электроник останется подростком с голосом Робертино Лоретти?

 С Робертом хотя бы проще. Отправили на регенерацию и стали готовить к полёту человека. А ради Тани вряд ли кто станет прыгать с моста, как Роберт.

Оцените статью
«Его звали Роберт» — задолго до Электроника
«Путешествие в апрель»: знаменитое молдавское кино, которое исчезло навсегда