«Есть мёртвые, а есть павшие»: сильный и пронзительный, но забытый фильм о войне

Лента «Отряд» вышла в мае 1985 года, когда в СССР отмечали 40-летие Победы. К юбилею было создано много военных картин, и многие из них помнятся до сих пор. Увы, «Отряду» не досталось ни большой славы, ни пристального внимания, хотя это, без сомнения, один из лучших фильмов о первых днях и месяцах войны. О простых людях, рядовых, каких на фронте были сотни тысяч, о тех, чьими руками и вырывались маленькие и больше победы. Отдельный плюс «Отряда» в том, что он лишён плакатности и пафосности, громких лозунгов и чрезмерной идеологичности, которыми, бывало, грешили советские ленты о войне. С другой стороны, в нём нет антисоветчины, в которую вдарились некоторые в девяностые, нет очернения и опошления красноармейцев, нет безобразного переписывания истории, вошедшего в моду в определённых кругах в новом веке.

И слово «патриотизм» для каждого из героев картины было важным и нужным, пусть и не все понимали его одинаково.

Сценарий «Отряд» написал Евгений Григорьев, драматург опытный и знакомый с военной темой: одной из первых его работ был сценарий для знаменитой драмы «Горячий снег» (1972), экранизации одноимённого романа Юрия Бондарева. Сюжет же был взят из реальной жизни:

личной историей с Евгением Григорьев поделился бывший фронтовик, прошедший через ад первых дней войны. Кстати, именно его фамилию получил главный герой ленты — сержант Доронин.

И именно Костя Доронин взял на себя командование маленьким отрядом, который оказался в тылу ворвавшихся на территорию советской Литвы немцев.

Однако первые сцены не предвещают ничего пугающего (если, конечно, не знать, что дело происходит в июне 1941 года): небольшой литовский городок, где стоит военный гарнизон, живёт обычной жизнью. Люди наслаждаются тёплыми летними днями, веселятся в выходной в парке. Несколько красноармейцев отправляют на дальний участок, чтобы заготовить дрова. И, возвращаясь, они вдруг наблюдают нечто странное:

в небе — немецкие самолёты, на дорогах — немецкие солдаты, стреляющие направо и налево. Красноармейцы видят убитых, причём это даже не военные, а мирные люди. А после они из леса наблюдают и целую толпу полураздетых пленных, которых проводили фашисты.

Решительно непонятно, что происходит, при этом у самих парней нет ничего: ни еды, ни карт, ни связи, ни оружия, разве что пистолеты с несколькими патронами. Обнаружив возле озера купающихся немцев, они нападают на них отбирают винтовки и угоняют грузовик. Их семеро и им предстоит добираться до своих. По пути будет много потерь, мужчинам предстоит руками рыть могилу для своего товарища, добывать еду, отбиваться от немцев.

Только спустя месяц, подобрав советского лётчика, спрыгнувшего с подбитого самолёта, они узнают, что идёт настоящая война, отечественная война, и вся страна стала фронтом.

К своим отряд доберётся. Пройдя Литву и Белоруссию и выйдя на линию фронта в Калининской области. Но повезёт не всем.

Режиссёром фильма стал Алексей Симонов, сын именитого поэта и фронтового корреспондента Константина Симонова. Со сценаристом Евгением Григорьев Симонов был знаком давно: они вместе оканчивали Высшие режиссёрские курсы в начале семидесятых. А вот совместно поработать им раньше не удавалось, тем более, что и в кино Алексей Симонов начинал как документалист. Сценарий Григорьева пришлось сократить, поскольку все сюжетные линии в полуторачасовую ленту не вмещались. Так, например, Алексей Симонов сетовал, что

не вошли в фильм довоенные биографии главных героев, которые кое-что объяснить в их характерах. Позднее, кстати, критики отмечали, что красноармейцы в целом похожи и не так просто их поначалу различить. Возможно, будь в картине хоть намёки на их биографии, разобраться было бы проще.

Первым делом Алексей Симонов начал искать актёра на роль Кости Доронина, немногословного, но решительного парня. Это была задачка не из простых, поскольку у режиссёра было много требований, в чём-то даже противоречивых. По его словам,

«…нам нужен был артист, который был бы молод, но за плечами его должна была чувствоваться непростая и значительная биография. Исполнитель, который был бы уверен в себе, но начисто лишён самоуверенности, с одинаковым достоинством мог подчиняться и приказывать, имел бы идеалы, не разрушенные житейской практикой, и был бы лидером, не претендуя на это, а по естественному сочетанию черт характера и обстоятельств жизни. А кроме того, был бы добр, обладал чувством юмора и, несмотря на все эти качества, не казался бы ангелом».

Перед режисёром прошло более сотни молодых актёров, выпускников московских и ленинградских театральных институтов и училищ, но нужный исполнитель так и не находился. Уже приходящему в отчаяние Симонову случайно посоветовали посмотреть молодого артиста, всего два года назад окончившего Школу-студию МХАТ, но уже блестяще исполнявшего роль Мышлаевсого во мхатовских «Днях Турбиных».

И хоть во время первой встречи озарения не случилось, Симонов всё же понял, что перед ним — тот, кого он ищет. Это был Александр Феклистов, тогда знакомый лишь московским театралам. Роль в «Отряде» стала для Александра Феклистова кинодебютом, и весьма удачным: после этой работы в кино его стали приглашать регулярно.

Таким же дебютантом был исполнитель другой главной роли — красноармейца Ивана Урина. Этот персонаж наиболее неоднозначный, но тем он и интересен. Местами Иван выглядит озлобленным, дерзким, он не прочь помародёрствовать, но в критическую минуту без колебаний отправляется на смерть, мстя за погибших. На роль Урина утвердили только получившего диплом Школы-студии МХАТ Сергея Гармаша. Одновременно со съёмками Гармаш начал работу в театре «Современник», где спустя годы он станет одним из самых заметных актёров. Да и в кино и на тв карьера Сергея Гармаша будет складываться удачно, и сегодня его мало кто не знает.

Третьего члена отряда сыграл ещё один выпускник Школы-студии, уже хорошо известный в театральной среде, но тоже ранее в кино не снимавшийся Дмитрий Брусникин, в будущем — актёр и талантливый педагог.

Всё в том же заведении нашли и самого молодого из числа исполнителей главных ролей — Александра Пескова, другими рядовыми стали Михаил Морозов и Яков Степанов,

а самого взрослого члена отряда, водителя Степана, фамилию которого сослуживцы даже не успели узнать и на его могиле так и указали «Степан из Курска», сыграл Виктор Нестеров.

Во второстепенных ролях Стефания Станюта, Людмила Полякова, Галина Щепетнова (в титрах Щепетнова-Симонова. Это супруга Алексея Симонова), Илья Рутберг, Валентин Голубенко. Литовского крестьянина, очень настороженно отнёсшегося к награнувшему в его дом отряду, изобразил литовский же актёр Любомирас Лауцявичюс, уже знакомый кинозрителям по прежним работам. Его образ критики отметили особо как собирательный, но очень убедительный.

Алексей Симонов снял «Отряд» на цветной плёнке, но иногда в фильме возникают чёрно-белые эпизоды. На первый взгляд, логики в этом нет: чёрно-белые кадры — это не хроника и не отсылка к прошлому, это часть реальности. Потом, изучая отзывы и критические статьи, обнаружила такое мнение (сейчас будет спойлер! Не читайте следующее предложение, если хотите посмотреть ленту): цвет уходит из кадра в преддверии гибели кого-то из героев.

Среди картин, выпущенных к сороковому Дню Победы, «Отряд» немного затерялся. Возможно, по причине отсутствия популярных исполнителей, ведь в главных ролях были дебютанты. Но в немногочисленных критических обзорах отмечалось, что режиссёр отлично поработал с исполнителями и объяснил им задачи. Кинокритик Константин Щербаков писал:

«… никакой «игры», никакого нажима, эмоции как бы даже чуть-чуть притушены — только бы ни одной фальшивой ноты не было, ни одной нежизненной реакции».

Это утверждение вполне соответствует действительности: местами фильм смотрится как полудокументальный, а персонажи на экране говорят не строчками из сценария, а собственными, идущими из души, словами.

Подводя итог могу сказать, что «Отряд» — отличное кино, многими напрасно пропущенное. Кстати, фраза, вынесенная в название, принадлежит Косте Доронину, он произнёс её в разговоре с трусливым учителем, который прятался от военных будней на хуторе. Ленту однозначно рекомендую посмотреть, потому что это (далее цитата из статьи Константина Щербакова):

«Картина о живых и павших, прошедших несломленными через испытания 1941 года и уже тогда заронивших в израненную, горящую землю семена Великой Победы».

Оцените статью
«Есть мёртвые, а есть павшие»: сильный и пронзительный, но забытый фильм о войне
Улётный анекдоты и яркие шутки. Веселимся без остановок