Кинофантастика, оказавшаяся «кладбищем похороненных замыслов»

Так печально охарактеризовал собственный фантастический фильм сценарист и режиссёр Будимир Метальников. Метальников долгое время работал именно как сценарист, его сценарии охотно брали режиссёры как крепкую, основательную, хорошо проработанную прозу. Но позже сценарист решил и сам попробовать снять фильм по своему сценарию. Таких попыток у него было три, и

последней стала лента, необычная для Будимира Метальников, настоящего реалиста, писавшего о современности. Впервые он прикоснулся к жанру фантастики, написав сценарий о встрече землян с представителями инопланетной цивилизации.

Фильм «Молчание доктора Ивенса» (1974) стал для Метальникова во многом разочарованием, хотя главную роль в нём сыграл Сергей Бондарчук. Забегая вперёд, хочу сказать, что посмотрев «Молчание доктора Ивенса», я бы отнесла его не столько научной фантастике, сколько к философским притчам. В апреле 2024 года будет 50 лет со времени премьеры последней режиссёрской работы Будимира Метальникова, но вопросы, которые он задал устами своего героя Мартина Ивенса, ничуть не устарели. Мало того, по мере развития науки и технологий, они становятся ещё более актуальными.

Замысел «Молчания доктора Ивенса» у драматурга оформилася быстро, и литературная основа получилась объёмная и насыщенная. Но вот при создании сценария многим пришлось пожертвовать, в том числе и по техническим причинам, так что киносценарий существенно отличался от литературного. Начинается сюжет с авиакатастрофы, которую терпит самолёт где-то над океаном. После катастрофы в живых остаются лишь несколько человек, включая доктора Мартина Ивенса, который много лет занимается вопросами продления жизни. Находятся выжившие пассажиры в полуразрушенном корпусе самолёта и ощущают себя странно: им кажется, что за ними кто-то или что-то следит. И это действительно так: л

юдей спасли инопланетяне, но больше всего их интересует Ивенс — крупная научная фигура, человек с философским складом ума, интеллектуал и гуманист.

Ему-то они и открываются: инопланетяне прилетели с планеты Орайна, которая значительно старше Земли. Люди там живут долго и мирно, они не знают, что такое убийство, насильственное лишение жизни. Их цивилизация давно перешла на более высокий нравственный уровень, они владеют телепортацией, умеют читать мысли и отдают предпочтение разуму, а не эмоциям. Особенные симпатии возникли между Ивенсом и инопланетянкой Оранте, которой по земным меркам примерно 25 лет. Учёный и девушка много общаются, и

инопланетяне постепенно знакомятся с жизнью Земли, но всё больше разочаровываются: на планете царит непонимание, люди агрессивны и разобщены, ради политики они готовы убивать, у них нет всеобщих, всепланетных законов и каждая страна живёт по-своему.

В итоге инопланетяне решают возвратить выживших пассажиров разбившегося самолёта в общество, но лишить их памяти. Единственный, кому они сохранили все воспоминания, — Мартин Ивенс. Время от времени его навещает и Оранте, они по-прежнему общаются и обсуждают философские вопросы, но самому Ивенсу уже некомфортно в той жизни, который он жил раньше. И главный вопрос, который его волнует —

зачем искать средства и способы для продления жизнь людей, если другие ищут (и успешно находят) средства и способы в один момент уничтожить человечество.

Роль Мартина Ивенса получил Сергей Бондарчук. Любопытно, что почти параллельно он снимался в картине «Выбор цели» (1975) о крупном советском учёном Игоре Курчатове, создателе атомной бомбы. Параллель удивительная, ведь и Курчатов тоже всерьёз задумывался, чем грозит миру его детище. Рассуждал на близкую тему и сам Сергей Бондарчук:

«И Толстой, и Достоевский, и Чехов, а из наших современников Циолковский утверждали, что зло в мире накапливается и ему в противовес нужно копить добро. В периоды, когда зло уж слишком преобладает, возникают взрывы. Даже и атомные! Один народ нападает на другой, чтобы уничтожить его. Засоряют космос. Природу коверкают. Но она может отомстить, как живое существо!».

Роль жены Эвелин Ивенс, жены учёного, которая тоже выжила в авиакатастрофе, но усилиями инопланетян памяти лишилась, сыграла реальная супруга Сергея Бондарчука Ирина Скобцева. А роль прекрасной и умной, хоть и более рациональной, чем эмоциональной инопланетянки Оранте получила Жанна Болотова.

Для неё это был своего рода эксперимент — раньше в фантастическом кино актриса не снималась (да и позже вроде бы тоже). Но опыт оказался весьма успешным: Жанне Болотовой образ выдержанной и строгой, но во многом человечной Оранте удался, эту роль высокого оценило жюри Международного фестиваля научно-фантастического кино, который проводится в итальянском городе Триесте с 1963 по 1982 год. Жанна Болотова получила там в 1974 году приз как лучшая актриса.

В других ролях Леонид Оболенский (инопланетян Зор, отец Оранте, один из руководителей межпланетной экспедиции. Леониду Оболенскому, к слову, уже за 70!), Валерий Хлевинский (один из выживших пассажиров), Борис Романов (инопланетянин, которого атаковал земной лётчик и странная и бессмысленная смерть которого стала одним из первых глубоких разочарований для его коллег), Игорь Кузнецов, Борис Химичев, Алексей Сафонов.

Отдельно сразу отмечу великолепную музыку Эдуарда Артемьева, которая навевает не фантастическое, а скорей лирическое настроение, и очень по-заграничному (и очень уместно!) звучащую композицию в исполнении Валерия Ободзинского.

Поскольку действие фильма происходит в некоторой западной стране, да и сам доктор Мартин Ивенс — иностранец, натуру нашли в дружественной Чехословакии. Большая часть эпизодов, когда Ивенс с женой уже возвратились в мир после авиакатастрофы, была снята в Праге. А вот прогулки и беседы Оранте и Ивенса, когда тот ещё только знакомился с инопланетянами, создавали в Крыму в районе Нового света.

В прокате «Молчание доктора Ивенса» появилось весной 1974 года. Несмотря на то, что кинофантастика пользовалась популярностью (хотя бы потому, что жанр это был редкий), картина Будимира Метальникова успеха не снискала. Да и сам режиссёр в оценках был сдержан. При просмотре фильма нельзя не обратить внимание на обилие крупных планов, что для фантастики скорей редкость, чем обыденность. И объясняется это просто: на создание и демонстрацию неких фантастических технических устройств и декораций попросту не было бюджета. У авторов не получилось многое из задуманного: не смогли сделать нужные костюмы, бутафоры вынуждены были обходиться подручными материалами, которые не давали необходимых эффектов, не получалось даже выстроить освещение, которое помогло бы создать ощущение инопланетности и некоторой ирреальности. Именно поэтому Будимир Метальников и назвал «Молчание доктора Ивенса» кладбищем похороненных замыслов. Эта мысль долго ему не давала покоя, и даже спустя десятилетие он говорил:

«Фантастика в кино — такой жанр, который дорого стоит. Мы не научимся делать хорошие фантастические фильмы, пока не поймём, что они требуют безукоризненного изобразительного ряда, причём ряда всегда странного, визуально очень яркого, неожиданного, поражающего. Без крупных материальных затрат это невозможно».

Резюмируя, могу сказать, что если воспринимать «Молчание доктора Ивенса» как научную фантастику, то лента, мягко говоря, средняя.

Если смотреть его как фильм-рассуждение, как фильм-философствование, то это умное и дискуссионное произведение, достойное внимания.

Когда-то, много лет назад, ещё аж в прошлом веке, преподаватель философии задал нам, аспирантам-химикам, вопрос: «Как вы думаете, чего наука привнесла в мир больше: добра или зла?». Тогда я ответила, что зла. Не знаю, изменился ли мой ответ к сегодняшнему дню. А вы что ответите на этот вопрос?

Оцените статью
Кинофантастика, оказавшаяся «кладбищем похороненных замыслов»
«Влюблён по собственному желанию» — так почему Брагин отверг Наташу?