«Фантазии Фарятьева» — самый жуткий положительный герой советского кино

Двухсерийная лента «Фантазии Фарятьева» (1979) — изумительна, как произведение искусства. Тут дивно всё — актёрская игра, свет, кадр, тончайшие нюансы.

Каждая сцена — шедевр. Вместе с тем, главгерой, которого нам всеми силами пытаются «всучить», как положительного — просто ужасен. Да, он обладает прекрасной — доброй! — душой, грамотной речью, хорошим советским образованием.

Павлик Фарятьев никого не обидел и не прибил. Но он — чудовищен. Вот этой своей «прекрасностью» и возвышенными словесами.

В детстве я полагала, что героиня Марины Неёловой отвергла хорошего человека. Но довольно часто именно «хорошие люди» — отвращают своим …беспрестанным трёпом.

История начинается красноречивым диалогом — преподаватель музыки Шурочка занимается со своим учеником, а Фарятьев буквально изводит её разговорами — ничего не значащими, до ужаса пустыми.

Напоминает, что они не виделись два дня, и что заря догорала. А слегка раздражённая учительница говорит своему питомцу: «Диез, а не бемоль!».

Неудивительно, что мальчик фальшивит — только профи умеют играть, не обращая внимание на посторонние шумы. Шурочка слегка раздражена — ей работать надо, а тут — Фарятьев.

Интеллигентные люди не умеют выгнать. Потом он признаётся в любви: «Вы похожи на Сикстинскую капеллу!» и так далее. Фарятьев живёт со старенькой и заботливой тётей.

Обычно такие персонажи были «мамиными сыновьями», но тут маменьку заменяет тётушка. Он — холостяк; он — приходит к женщине, в которую влюблён и лепит ахинею, которая в данном случае — не в тему.

Учительница Александра — не тупая «кошёлка» без ума и фантазии, а весьма утончённая дама. Фарятьев же — уныло извиняется, бормочет, тупит. Это — тот вариант, который не нравится женщинам.

И вызывает недоумение у окружающих людей. И это при том, что Фарятьев — не урод. Он хуже — ибо чудак. У него есть феерическая и бессмысленная теория об инопланетном происхождении человечества.

Он говорит-говорит-говорит. А героиня любит другого — быть может, не такого «запредельного», как Фарятьев, но произносящего слова по делу.

В своё время я думала, что Фарятьевы — это порождение позднесоветской цивилизации, благоволившей к болтовне и позволявшей подобным «господам» вполне пристойно существовать.

Не так. Сейчас Фарятьевым — раздолье. В СССР им внимал узкий круг. Нынче — треть Ютуб-каналов посвящена примерно таким теориям. Фарятьевы пишут книги, ведут блоги, устраивают конференции, плодят последователей.

В СССР их не травили и не привечали. Просто разрешали им быть (при условии, что они где-нибудь работают — тот же Павлик Фарятьев — зубной врач). Сейчас можно уже и не работать, а громоздить концепции.

Есть такие люди, которых так и хочется охарактеризовать, как «умные дураки» — они знают массу фактов, цифр, исторических дат, постоянно читают книги и даже пишут их, патологически много разговаривают и — всё как-то в пустоту.

Когда сестра главгероини кричит, что Шурочка ушла с другим, Фарятьев начинает мямлить: «Очевидно, я что-то упустил… запутался».

Андрей Миронов изумительно играет витающего идиота, лишённого житейского разума. А зрителю предлагают сочувствовать именно Фарятьеву, в котором нет ничего мужского — ни воли, ни харизмы. Одна размазня.

Оцените статью
«Фантазии Фарятьева» — самый жуткий положительный герой советского кино
Фильм «Жестокость»: хороший пример настоящего советского кино